Первый пилот

Первая пилотная зона платной парковки в Центральном районе Петербурга работает полторы недели, и уже можно сделать первые выводы. Основные свои задачи она выполняет, разгружая центр города, однако к отдельным деталям вопросов немало. «СПб ведомости» попытались разобраться, как платная парковка отражается на жизни людей, а также на бизнесе.

Первый пилот  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Первое наблюдение: массового недовольства водителей и близко не наблюдается. Хотя, казалось бы, основания имеются: мало кому охота платить лишние деньги за то, что раньше было бесплатным, тем более в нынешние непростые времена. На автомобильных форумах совсем немного негативных комментариев, особенно по поводу самого факта платной парковки. В Москве, например, протестов было куда больше.

Возможно, здесь помогла удивительная неторопливость при реализации проекта, за которую пресса многократно критиковала городские власти. Люди так много об этом слышали, так долго ждали и готовились, что уже привыкли и смирились. Также петербургские водители пока почти не используют и типичный для столицы метод увиливания от оплаты – закрывать свои автомобильные номера.

– Возможно, дело тут в том, что в этом районе мало дорогих мест, где паркуются «крутые» люди. А обычные горожане закрывать номера боятся, – считает пресс-секретарь Городского центра управления парковками Дарья Фазлетдинова.

Пошел вроде бы на убыль и вандализм, хотя в ночь на 9 сентября все-таки сломали паркомат на улице Маяковского у дома # 9. Собственно, никакого смысла в борьбе с этими устройствами нет – сломанный паркомат вовсе не освобождает от необходимости платить, поскольку существует масса других способов: оплата через SMS на номер 2722, через мобильное приложение или через сайт parking.spb.ru.

Большинство водителей пока пользуются паркоматами, хотя в Москве все иначе – там в основном выбирают SMS-оплату. Впрочем, в центре управления парковками ничего странного в этом не видят: в столице поначалу тоже почти все предпочитали паркоматы, но затем, когда люди освоились, все изменилось. Динамика видна и у нас: с каждым днем растет доля тех, кто платит эсэмэсками.

Оно и понятно: такой способ и удобнее, и выгоднее. Во-первых, не нужно идти до паркомата, а это порой заметное расстояние. Во-вторых, есть возможность в любой момент продлить парковку, а также ее досрочно прервать – с возвратом денег на счет. Правда, округление при этом происходит в большую сторону, так что, если вы заплатили за три часа, а стояли час и пять минут, то заплатите как за два часа – на счет вернется всего 60 рублей.

Еще одна тонкость: началом парковочной сессии считается момент оплаты, а значит, выгоднее заплатить чуть позже – в пределах разрешенных 15 минут. При оплате через паркомат вариантов нет: встал, подошел к терминалу, заплатил. А вот при мобильной оплате можно схитрить и подождать минут эдак 12 – 13. Правда, есть риск забыть о ней вовсе и получить штраф 3 тысячи рублей.

По штрафам, кстати, пока развернутой статистики нет – имеются только данные за первый день. Всего было зафиксировано 16,5 тыс. парковочных сессий, из них 9 тысяч – короткие бесплатные сессии. Из остальных более половины – владельцы парковочных разрешений, а оплатили парковку 3 с небольшим тысячи раз, при этом общая сумма оплаты составила полмиллиона рублей.

Еще полторы сотни раз люди пытались заплатить, но не смогли довести операцию до конца – ради первого дня их гуманно решили простить. Злостных же нарушителей (или просто рассеянных людей), не пытавшихся заплатить вовсе, в первый день оказалось всего 37 человек – и в их отношении возбуждены административные дела, которые наверняка закончатся присланным по почте штрафом.

Словом, увиливать от оплаты петербуржцы не стремятся. Но и платить не слишком хотят, предпочитая вовсе избегать платного участка. В первую неделю загрузка платной зоны стабильно составляла 40 процентов – хотя при бизнес-планировании исходили из загрузки 60 процентов, которая считается оптимальной.

– Мы видим причину низкой загрузки в том, что пилотная зона достаточно мала, – считает Дарья Фазлетдинова. – Многие люди поэтому просто паркуются рядом с границами этой зоны на бесплатных участках. В будущем, как вы знаете, зону платной парковки планируется расширить до 18 тысяч машино-мест, и тогда статистика выправится.

Доля истины в этом есть – люди и правда стараются по возможности останавливаться за границами платной зоны. Однако основной причиной, конечно, является цена. Если для местных жителей она более чем адекватна (1800 рублей в год может заплатить любой), то у остальных проблемы. А вот 60 рублей в час, возможно, многовато. Ну и уж точно чрезмерно дороги абонементы – 12 тысяч в месяц и 108 тысяч в год. Фактически покупать такой абонемент нет никакого смысла – экономии не происходит.

В итоге работающие в этом районе люди абонементы почти не покупают – к 10 сентября их оформили всего 27 человек. Для сравнения: на ту же дату местные жители получили 1261 парковочное разрешение, 627 – инвалиды и 393 разрешения – многодетные семьи.

– Лично у нас льготная парковка, и мы платим мало, так как прописаны в этом районе, – рассказывает Мария Юдаева, руководитель центра для детей и родителей «Дом Гнома» в Манежном переулке. – А вот сотрудники жалуются, большинство стали ездить на общественном транспорте. Альтернатива – парковаться у Таврического сада и идти к нам минут 10. Это очень сложно с маленькими детьми, и, например, нашей сотруднице, маме четырех детей, приходится платить за парковку, деваться некуда. Что до наших клиентов, то здесь все довольно противоречиво. Для некоторых это минус, потому что нужно платить, а другим нравится, поскольку теперь гораздо быстрее и проще стало парковаться.

Однако для многих плата оказалась неподъемной.

– Наш офис находится в бизнес-центре на Литейном, 22. Введение платной парковки вызвало серьезное недовольство, – рассказывает Дмитрий Афонов, руководитель петербургского офиса компании Mysale Group Plc. – У нас работают программисты, зарплаты довольно высокие, 80 – 90 тысяч в месяц, все привыкли ездить на машинах. Но все равно они не могут позволить себе платить 12 тысяч в месяц за парковку. Тысяч за 6, наверное, половина сотрудников могли бы купить абонементы, а сейчас не платит никто. Как-то приспособились: кто-то ездит на общественном транспорте и пользуется перехватывающими парковками, кто-то приезжает рано и успевает встать на бесплатных местах за Кирочной. Но долго так продолжаться не может, тем более что зона платной парковки будет расширяться. В нашей сфере идет жесткая борьба за сотрудников, и доступная парковка – важное конкурентное преимущество. Поэтому мы планируем переезд из центра.

Отметим, что так рассуждают многие. Уже сейчас бизнес-центры внутри пилотной зоны испытывают проблемы, в будущем убытки неминуемы. В бизнес-центрах прилегающих районов с тревогой следят за планами расширения платной зоны. А вот за Обводным радостно потирают руки – все поедут к ним.

Словом, для бизнеса происходящее выглядит как шоковая терапия. С другой стороны, логика в чрезмерно высоких ценах на абонементы тоже имеется. В конце концов, в этом и состоит задача платной парковки: пересадить на общественный транспорт тех, кто каждый день ездит на работу на машине.

При этом аргументы о том, что загрузка этого самого общественного транспорта чрезмерно возрастет, оказываются несостоятельны. В пилотной зоне в любой момент пустует около тысячи машино-мест. Большинство людей едут на работу на машинах поодиночке, так что прибавилось порядка полутора тысяч пассажиров в день. Допустим, с учетом тех, кто ездит по делам в течение дня, – две-три тысячи. Для сравнения: пассажиропоток «Чернышевской» в день – 57 тысяч, «Площадь Восстания-1» переваривает 53 тысячи. Так что пассажиропоток вырастает незначительно. Понятно, что с расширением платной зоны до 18 тысяч мест нагрузка прибавится, но это спокойно решается за счет дополнительных маршрутов общественного транспорта.

Тем более что вводить эти маршруты легко благодаря самому очевидному плюсу платных парковок – пустым улицам. «Впервые в жизни свободно еду по Жуковского. Спасибо платным парковкам» – такого рода комментариев в Интернете хватает. Оно и понятно, ведь платные парковки создают двойной эффект. Во-первых, меньше становится машин, а во-вторых, исчезает важный источник пробок: 30 – 40 процентов трафика в центре создают автомобили, которые кружатся в поисках парковочного места.

Ну а больше всего рады, конечно, местные жители. Правда, и здесь есть ложка дегтя: в гости к ним приехать стало дороже, особенно это проявляется в выходные. Необходимости делать парковку платной в субботу и воскресенье не было, улицы и так были свободны. Внятного объяснения этой меры до сих пор не прозвучало.

За первую неделю, с 3 по 10 сентября, доход городского бюджета от почасовой оплаты парковки составил 2,5 млн рублей. Еще 2,79 млн перечислено за оформление парковочных разрешений местными жителями. А вот остальные абонементы принесли только 756 тысяч.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 170 (5543) от 14.09.2015.


Комментарии