Первый инфраструктурный. Итоги транспортного форума в Петербурге
В Петербурге сегодня завершает работу первый форум транспортной инфраструктуры, организованный КРТИ и Ассоциацией предприятий дорожного комплекса (АСДОР) при поддержке Министерства транспорта РФ. В течение четырех дней более тысячи участников - представителей госструктур, производителей и поставщиков оборудования, техники и материалов, проектировщиков и строителей из различных регионов нашей страны и зарубежья - обменивались опытом и искали решения самых сложных проблем отрасли.
Иллюстрация pixabay.com
Таких масштабных мероприятий по дорожной теме в северной столице еще не проходило, говорят эксперты. В работе форума принимали участие гости из 12 зарубежных стран, руководители государственных органов власти из 25 регионов России, представители 18 вузов из шести субъектов РФ (в том числе петербургские - Архитектурно-строительный университет, Политехнический университет Петра Великого, Горный и Университет путей сообщения императора Александра I) и более полусотни крупных проектных, строительных и производственных компаний.
В день открытия форума панельная дискуссия была посвящена реализации «майских указов» президента РФ - в частности, нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги», разработанному и принятому в развитие одноименного приоритетного проекта, в котором ранее было задействовано ограниченное число регионов. В продолжение генеральной темы - перспектив и целей развития региональной дорожной сети до 2024 года - на последующих 12 «круглых столах» специалисты отрасли обсуждали очень важные «частности»: безопасность на дорогах, развитие подземного пространства, транспортное планирование, инновации и ремонты...
Финансирование - больная тема для дорожников практически всех субъектов РФ. И пример нашей КАД тут весьма показателен. Вспомним, как она строилась: сначала очень активно, а потом внезапно остановилась на восемь месяцев - не поступали деньги.
- Проблема не в нерадивых чиновниках, заказчиках или строителях и не в том, что денег нет, а в том, что выстроена неэффективная система финансирования, - считает генеральный директор АСДОР Юрий Агафонов.
Впрочем, бюджетных денег всегда не хватает, и в транспортной стратегии России до 2030 года отдельный блок посвящен привлечению частных инвестиций - порядка 20 трлн рублей. Сегодня этот процесс характеризуется экспертами как «вялотекущий», а потому многим оказалось полезно в дни форума заслушать опыт коллег из Италии, а также ознакомиться с перспективными проектами из регионов РФ и Петербурга, в которые бизнесу стоит вложиться.
Обидную шутку про две российские беды наши дорожники объясняют прежде всего объективными трудностями: в наших ГОСТах слишком много нестыковок, которые мешают дорожникам работать быстро и продуктивно, потому огромный интерес специалистов вызвал «круглый стол», посвященный нормативно-техническому регулированию, ценообразованию, стандартам на материалы. А на встрече по инновационным технологиям и материалам об успешном опыте лучше рассказывали наши зарубежные коллеги.
- Безусловно, в России тоже существует немало замечательных разработок, но внедрить их на объектах дорожного строительства практически невозможно: этому препятствует пресловутый ФЗ-44, точнее, один из его пунктов, - говорит Юрий Агафонов. - Если мы закладываем в проект какие-либо инновационные материалы, этот пункт их трактует как «избыточные свойства», и ни один заказчик, как бы ни хотел, не может заложить их в смету. Это неправильно. Да, на первом этапе инновация ведет к удорожанию строительства, но зато при эксплуатации дает колоссальный экономический эффект. А 44-й закон не дает нам применять новое, препятствуя развитию отрасли в целом.
Специалисты дорожной отрасли подумали в дни форума и о проблеме приведения российских дорог в нормативное состояние. Необходимо повышать эффективность вложения средств и сокращать сроки ремонта, увеличивая при этом финансирование. По «майскому указу» президента РФ, доля дорог в городских агломерациях в нормативном состоянии должна вырасти к 2024 году до 85%, всей дорожной сети - до 50%. Сейчас в Петербурге таких дорог всего 37%. Чтобы приблизиться к требуемым показателям, нужно ремонтировать (с учетом ежегодного 7-процентного износа) около 11 млн кв. метров примерно на 11 млрд рублей за 12 месяцев. У нас же на это дело выделяется по 5 млрд руб. в год (и только в 2016-м, к футбольному Кубку конфедераций, 7,5 млрд). Чтобы шел не износ, а прирост нормативных дорог, финансирование нужно увеличить более чем вдвое.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (6333) от 30.11.2018 под заголовком «Первый инфраструктурный».
Комментарии