Первый участок железнодорожного полукольца в Петербурге построят до 2024 года

О том, что транспортная структура Петербурга выстроена по радиальному принципу и пассажирам не хватает окружных связей, говорят давно. Пожалуй, со времен Петра Великого, прочертившего три радиальных луча на плане города. И вот теперь решить проблему призвано железнодорожное полукольцо. На одном из последних заседаний городского правительства было объявлено, что первый участок этой трассы должен быть построен до 2024 года. Определили и первоочередные объекты реконструкции и строительства пассажирской железнодорожной линии.

Первый участок железнодорожного полукольца в Петербурге построят до 2024 года | ФОТО Валерия ШАРИФУЛИНА/ТАСС

ФОТО Валерия ШАРИФУЛИНА/ТАСС

Внутригородское железнодорожное полукольцо должно объединить линии метро и пригородные пути с электричками в единую транспортную систему. Сейчас разрабатывается трассировка полукольца, в нем будут задействованы в основном существующие железнодорожные пути, но многие участки должны быть реконструированы или продлены. Кроме того, большинство участков будущего полукольца сегодня задействованы для грузовых перевозок. В Смольном ставят задачу вынести грузовое движение за границы города. Для этого планируют создать на юге города — в Шушарах — транспортно-логистический центр.

В перспективе железнодорожное полукольцо свяжет Сосновую Поляну на юго-западе города с Юнтоловом на севере, обойдя центр Петербурга с восточной стороны. На условной пока трассировке обозначены как существующие железнодорожные станции, такие как Ульянка, Пискаревка или Лахта, так и те, которые еще должны быть построены, например Клочки, Кушелевская дорога или то же Юнтолово. На заседании в Смольном, в частности, сообщили, что должна быть создана дополнительная связь от Глухоозерской до Московской-Сортировочной с путепроводом над путями Московского направления. А на подходе к Юнтолову необходимо построить платформу «Новая Лахта».

Работа предстоит большая, даже очень, главное в подобных случаях - обеспечение проекта финансированием. Однако уже заявлено, что на развитие внутригородских железнодорожных путей в ближайшие шесть лет планируется привлечь 88 миллиардов рублей. Но это не только на полукольцо, но и на усиление ряда других направлений, например на Сестрорецк, где кроме платформы «Новая Лахта» необходимо соорудить разъезд на Яхтенной и реконструировать пути на станции Тарховка.

- В Санкт-Петербургском научном центре РАН на совете по междисциплинарным проблемам транспортных систем мы рассмотрели перспективы развития железнодорожного транспорта в городе в привязке его к маршрутной сети общественного транспорта. В заседании совета участвовали представители как Октябрьской железной дороги, так и правительства города. В решениях совета отмечено: важно, чтобы планируемые инвестиции были привлечены не только на создание железнодорожного каркаса, но и на привязку его к уличной транспортной сети, пересадочным узлам общественного транспорта. Только в этом случае произойдет перезагрузка: пассажиры пересядут с автобусов и поездов метро на электрички, что будет способствовать улучшению транспортной ситуации в центре города в целом, - рассказал руководитель совета профессор Олег Белый.

Предполагается, что железнодорожное полукольцо будет включать пересадочные узлы со всеми пятью существующими ныне линиями метрополитена и всеми радиальными железнодорожными ветками. Рассчитан и необходимый интервал движения поездов по полукольцу: 5 - 7 минут в часы пик и 10 - 15 минут - в остальное время. Реже, чем в метрополитене, но чаще, чем на многих маршрутах наземного транспорта.

Поскольку новый маршрут пролегает вблизи многих густонаселенных кварталов, а в ряде периферийных районов и сейчас активно ведется жилищное строительство, населенность охватываемых им территорий оценивается в 2 миллиона человек. Это уже сейчас - и понятно, что цифра может только увеличиваться.

К реализации плана по созданию петербургского железнодорожного пассажирского полукольца еще не приступили, но ряд документов уже принят. Есть решение координационного совета по развитию транспортного узла Петербурга и Ленинградской области о разработке концепции. В долгосрочную программу развития ОАО «РЖД» до 2025 года внесен проект «Развитие городского железнодорожного кольца в Петербурге» со сроком реализации 2020 - 2022 годы. Определен и объем финансирования проекта - 22 миллиарда 680 миллионов рублей.

- Железнодорожные линии - часть городской транспортной инфраструктуры, и они могут и должны использоваться для создания удобных маршрутов перевозки пассажиров. В ОАО «РЖД» и Министерстве транспорта делаются предпроектные разработки реализации плана по созданию в Петербурге железнодорожного полукольца, но необходимо, чтобы в эту работу активнее включался город. Проект подразумевает такие четкие понятия, как трассировка маршрута, вероятный пассажиропоток на линии и ряд других. А в экономическом обосновании должно быть определено, сколько для реализации проекта потребуется средств и, главное, какова схема возвращения вложенных средств инвестору. Также необходима оценка влияния реализации проекта на экологию города, - пояснила нашей газете заведующая кафедрой экономики и транспорта Университета путей сообщения доктор экономических наук Наталья Журавлева.

Сооружение пассажирского железнодорожного каркаса пробивкой полукольца по окраинным районам города не ограничивается. Специалисты подчеркивают необходимость создания также хордовых связей, в том числе с центром города. Это позволит снизить напряженность на пересадочных станциях метрополитена. В связи с этим планируется модернизация Московского, Витебского и Ладожского вокзалов с приспособлением их к более интенсивным пассажирским перевозкам внутри города.

#транспорт #железные дороги #РЖД

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 143 (6496) от 06.08.2019 под заголовком «Железное полукольцо».


Комментарии