Первый пошел. В петербургском метро запустили поезд будущего

Головной состав проекта «Балтиец» пошел в субботу по красной линии петербургской подземки. В путь поезд отправляли со станции «Балтийская» торжественно — под оркестр, сыгравший мелодию «Город над вольной Невой…». Для метрополитена «Балтиец» с полным основанием можно назвать поездом будущего. В течение десяти лет вагоны этого проекта заменят половину парка подземки. Первый состав с пассажирами пошел.

Первый пошел. В петербургском метро запустили поезд будущего | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Новый поезд — отечественная разработка, проект подготовлен и реализован специалистами «Трансмашхолдинга» (ТМХ). Доля российских материалов, узлов и деталей в «Балтийце»  более 90 %. Вагон спроектирован с плос­кими бортами и расширенными до 140 сантиметров дверями. Это удобно для пассажиров, особенно из группы маломобильных.

В проекте использовано много новых технических решений, благодаря которым «Балтиец» можно признать одним из самых современных поездов метрополитена в мире. Асинхронный тяговый привод отечественного производства позволяет проводить ­электродинамическое торможение состава до полной остановки. Поезд обладает автономным ходом до 200 метров на аккумуляторных батареях, что обеспечивает ему большую маневренность.

«Балтиец» постарались сделать комфортным не только для пассажиров, но и для машинистов. В кабине установлен новый пульт, разработанный с участием службы подвижного состава метро. Имеется система вентиляции с ­обеззараживанием воздуха. Кабина оснащена компактными ­эвакуационными трапами. В зеркала заднего вида встроены дополнительные камеры видеонаблюдения — видеозеркала. Лобовое стекло дополнено защитной пленкой. На дверных порталах установлены диодные ленты, информирующие об их ­открытии и закрытии. При этом над ­дверями впервые смонтированы жидкокристаллические блоки наддверных табло. В анфас кабины органично вписаны головные светодиодные фары эксклюзивного дизайна.

Особое внимание уделено системе автоведения. Она разработана в петербургском ОАО «НИИ точной механики» (согласно данным поисковика kartoteka.ru, зарегистрировано в Петербурге по адресу: проспект Непокоренных, 47). В этом поезде, по сути, машинист становится оператором, следящим за действием системы, управляет он в основном открытием и закрытием дверей. Большое внимание уделено также безопасному и безотказному действию всех узлов.

Система заранее предупреждает о возможности отказа того или иного прибора, то есть угадывает и указывает на предотказное состояние, что позволяет загодя внести коррективы.

При проектировании не оставили также без внимания внешнее и внутреннее оформление вагонов, которое должно было соответствовать названию состава, Северной столице, а также красной линии, на которую в первую очередь будут выходить поезда. Головной вагон украшают герб нашего города и хорошо знакомая петербуржцам полукруглая буква «М», ставшая логотипом городской подземки. На внешних стенках вагонов и внутри довольно много элементов с различными оттенками красного цвета. Используется и графическое изображение Дворцового моста как одного из символов Петербурга.

15 ноября мы будем отмечать 67‑ю годовщину Петербургского метрополитена. В 1955 году открылась первая линия — от «Автово» до «Площади Восстания». Сегодня по поручению президента нашей страны мы запускаем по этой ветке первый поезд новой модели «Балтиец». Это начало большого проекта по обновлению подвижного состава метро, крупнейший заказ за всю историю Петербургского метрополитена, — сказал губернатор Александр Беглов на церемонии запуска первого состава на линию.

Поезд прибыл в Петербург из подмосковных Мытищ в сентябре и в течение двух месяцев проходил обкатку на путях подземки. Технологические испытания также прошел и будет введен в ближайшие дни в эксплуатацию еще один состав этого проекта. До конца года из Мытищ дополнительно поступят два поезда. На этом подмосковная история проекта заканчивается. Остальные поезда будет производить петербургское предприятие — Октябрьский электровагоноремонтный завод, который входит в состав ТМХ.

Как любой новый продукт, «Балтиец» уникален. В период двухмесячной обкатки мы вместе со специалистами метрополитена адаптировали поезд к инфраструктуре подземных путей и тоннелей. Два состава эти испытания уже прошли, еще два поступят в Петербург позднее. При этом на Октябрьском заводе готовятся приступить к производству поездов этого проекта. Предприятие полностью укомплектовано сотрудниками, подготовлены производственные мощности. Сборка составов начнется в будущем году, и они по графику будут поставляться метрополитену, — сообщил нашей газете заместитель генерального директора АО «Трансмашхолдинг», гендиректор АО «Метровагонмаш» Андрей Васильев.

Поезд на линию вышел, но это не значит, что он будет оставаться таким же все годы, которые станет эксплуатироваться. Тем более что контракт рассчитан на поставку 950 вагонов в течение ближайшего десятилетия. Губернатор отметил, что поддерживает инициативу проводить среди пассажиров опросы и рассматривать предложения горожан по улучшению комфортности проезда. Одно из таких предложений уже принято — в поездах нового поколения будут монтироваться розетки для подзарядки телефонов и других электронных гаджетов.

Для нас поставлять подвижной состав метрополитену Петербурга — большая честь и ответственность. С поставленной задачей мы справимся. Безопасность и комфорт будут отвечать ожиданиям горожан, — отметил генеральный директор АО «Трансмашхолдинг» Кирилл Липа.

В честь запуска первого «Балтийца» на линию в Северной столице выпущена новая карта «Подорожник» тиражом 5000 штук. Она поступила в продажу уже в субботу. В преддверии 67‑й годовщины метрополитена Александр Беглов поздравил с трудовым юбилеем сотрудника метрополитена Олега Сенюкова. В этом году он отмечает 40‑летие работы машинистом электропоезда. А начинал трудовой путь с должности помощника машиниста, сейчас возглавляет локомотивную бригаду. За безупречную работу и преданность профессии машинисту вручили памятный знак «350 лет Петру Великому».


#метро #поезд #метрополитен

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (7296) от 14.11.2022 под заголовком «Первый пошел».


Комментарии