«Период охлаждения» для переводов. В Петербурге резко выросло число жалоб на банки и МФО
В первом полугодии нынешнего года от потребителей финансовых услуг Петербурга в Банк России поступило 8,4 тыс. жалоб, это на 24 % больше, чем за аналогичный период прошлого года.
ФОТО SumUp on Unsplash
Большинство жалоб — 4,9 тысячи (+24 %) — касалось деятельности банков, так как их услугами люди пользуются чаще всего. Радует, что количество претензий на проблемы с потребительскими кредитами, включая трудности с погашением, навязыванием дополнительных услуг и возвратом средств за них, уменьшилось.
При этом возросло число недовольств на ограничение и блокировку переводов, карт и счетов. Однако банки принимают такие меры для борьбы с финансовым мошенничеством. Если банк подозревает, что человек может стать жертвой обмана, или сведения о счетах, на которые клиент собирается перевести деньги, содержатся в базе данных ЦБ России о случаях и попытках перевода денежных средств без добровольного согласия клиента, перевод по подозрительным реквизитам могут приостановить на два дня. За это время человек может поговорить с близкими, проконсультироваться у специалистов и отказаться от перевода злоумышленникам.
В базу данных ЦБ РФ поступают сведения и от банков, и от правоохранительных органов, в том числе в нее попадают данные о дропперах, через которых выводятся похищенные деньги. Приостановка переводов на два дня — так называемый период охлаждения — эффективный механизм, который уже уберег многих людей от потери денег. Если человек считает, что сведения включены в базу ошибочно, то он вправе обжаловать такое решение. Можно обратиться с заявлением в свой банк или оставить заявление в интернет-приемной на сайте банка.
Незначительно увеличилось (+6 %) число жалоб на микрофинансовые организации (МФО), их поступило около 790. Чаще всего петербуржцы жаловались на сложности при получении кредитных каникул и возврате средств за дополнительные услуги.
При этом стало меньше обращений, связанных с мошенничеством. Противодействовать злоумышленникам помогает введение нового механизма защиты — «самозапрета» на получение займов и кредитов. Делается это просто и бесплатно — через «Госуслуги», а с 1 сентября — и в любом МФЦ.
Снижению количества жалоб на работу МФО с обращениями клиентов во многом способствует поведенческий надзор Банка России, который не только восстанавливает нарушенные права людей, но и устраняет причины появления жалоб.
Проблемных моментов со страховщиками стало меньше на 5 %. Всего таких жалоб поступило чуть более 400. Также от петербуржцев стали реже поступать претензии на неверное применение коэффициента «бонус-малус» (КБМ) при заключении договора ОСАГО. Значение КБМ можно самостоятельно бесплатно проверить в личном кабинете на сайте Национальной страховой информационной системы и в случае несогласия с его значением там же оставить обращение.
Если вы считаете, что финансовая организация нарушила ваши права, первым делом попробуйте решить проблему с ней. Если полученный ответ вас не устраивает, обратитесь в Банк России. Регулятор проведет проверку и при выявлении нарушений законодательства или нормативных актов примет меры.
Консультацию специалистов Центробанка можно получить по телефону «горячей линии» 8 (800) 300‑30‑00 или в чате мобильного приложения «ЦБ онлайн».
Читайте также:
О переводах и «переводчиках»: почему банк может заблокировать ваш счёт
«Копилка» на каждый день: как сберечь свои средства, постоянно ими пользуясь?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 158 (7980) от 28.08.2025 под заголовком «Жалоб больше — мошенников меньше».





Комментарии