Перевес оплатит новосел

Строители недосчитались материалов, зато дорожники вздохнули с облегчением. Таковы результаты постановления российского правительства по перевозкам тяжеловесных грузов, вступившего в силу с июля 2015 года. Большинство автоперевозчиков теперь ездят с недогрузом, другие рискуют и нарываются на крупные штрафы. В коренных российских вопросах – кто виноват в сложившейся ситуации и что делать – разбирались корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».

Перевес оплатит новосел | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Сегодня в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) пройдет внеочередное заседание Общественного совета при этом комитете. Специалистов, чиновников, общественников экстренно созывают, чтобы обсудить, как можно помочь строителям и автоперевозчикам после выхода постановления правительства РФ от 9 января 2014 года # 12, вступившего в силу 1 июля 2015-го.

– Реализация данного постановления привела к тому, что фактический объем перевозимых грузов каждым грузовиком уменьшился в 2 – 3 раза, а количество рейсов увеличилось в той же пропорции. Стало быть, стоимость доставки строительных материалов на стройплощадки выросла в те же 2 – 3 раза, – так определил суть проблемы директор НП «РОССО-ДОРМОСТ» Кирилл Иванов. – А размер штрафа, возлагаемого на нарушителя за перевес, совсем не маленький – от 250 до 400 тысяч рублей за каждый случай.

Суть правительственного постановления в общем-то проста: в нем выставлены жесткие ограничения для большегрузного автотранспорта, пользующегося дорогами общего пользования. Установлен предел допустимого веса автомобиля вместе с грузом. Кто его превысил, получит штраф. А поскольку сам вес таких автомобилей совсем не мал, то перевозить они смогут, по расчетам специалистов, в 2 – 3 раза меньше груза, который могли бы доставлять.

– То есть в весовом выражении автомобиль будет недогружен. Строительные компании оказались не готовы к такому повороту событий. Доставка грузов теперь требует использования двойного автопарка, которого пока нет. Значит, и загрузка самих производств сокращается на 60 – 70%, удлиняются сроки строительства, возрастает стоимость продукции. Кроме того, требуется смена автопарка на менее вместительный, чтобы автомобили не ездили вхолостую. Единовременно эти проблемы не решить, – отмечает Кирилл Иванов.

Если строители теперь думают, как решить проблему, то организации, отвечающие за проектирование и содержание дорог, надеются, что постановление правительства поможет улучшить состояние дорог.

– Этого решения правительства я добивался годы, – заявил нашей газете научный руководитель Института проблем транспорта РАН Олег Белый. – Российские дороги строились с расчетом на точно выверенную нагрузку на ось. Они не рассчитаны на импортные грузовики весом 40 – 60 – 80 тонн, которые теперь закупают автоперевозчики и строительные компании. В результате дороги под ними просто расползаются. Я даже не говорю о том, что грузовикам в таком городе, как Петербург, вообще не место. Мне становится стыдно за город, за страну, когда вижу трейлеры, бетономешалки на улицах города. Фуры должны разгружаться на въездах в город, а не ездить по его улицам.

– Но если говорить о дорогах, скажем, Ленинградской области. Может, правильнее построить хорошую дорогу, выдерживающую многотонные грузовики, чем запрещать им по ним ездить? – уточняем у специалиста.

– Хорошие дороги никогда не помешают, только это недешевое мероприятие, мы не готовы сразу построить новую сеть автомобильных дорог. А существующую можем разрушить, – отмечает Белый.

В некоммерческом партнерстве строительных организаций «РОССО-ДОРМОСТ» признают, что момент принятия постановления правительства по большегрузам они «проморгали». Заговорили об этом, когда оно вступило в силу. Между тем еще раз обратим внимание на дату принятия постановления – 9 января 2014 года. То есть у заинтересованных сторон и организаций было полтора года, чтобы подготовиться к его введению в действие.

Помимо роста частоты перевозок всплывают и другие проблемы. Заполненная наполовину бетономешалка неустойчива на поворотах, а значит, опасна на дороге. Полкузова щебня везти сложнее, чем полный кузов: сыпучий груз при торможении смещается. Ряд строительных грузов (тот же асфальт) нужно перевозить при определенной температуре, а бетон не должен твердеть.

Повышение стоимости транспортной составляющей не отражено в заключенных контрактах (в том числе с городом).

– Перевозка составляет 25 – 35% от стоимости материала. Значит, общая сметная стоимость строительства может увеличиться на 17 – 24,5%, – подсчитал Иванов.

Кроме того, следует отметить, что в государственных расценках предусмотрено 30-километровое транспортное «плечо» от базы до стройплощадки, а в реальности доставка нерудных материалов на петербургские стройки растягивается на 50 км. Вдобавок в северной столице действует «закон о тишине» – ночью грузы возить нельзя. Да и некому, ведь для этого требуется увеличить численность водителей.

– Ужесточение требований к грузовым автоперевозкам уже повлияло на строительный рынок, поскольку затраты на доставку грузов увеличились примерно в два раза, – отметил заместитель генерального директора «Группы ЛСР» Василий Кострица. – Машин, отвечающих новым нормам, не хватает. А рынок требует перемещения большого объема тяжеловесных стройматериалов. Если этого не сделать, то сроки строительства объектов затянутся. Снизилась ли нагрузка на дороги? Нет, потому что увеличилась интенсивность движения большегрузов, что приведет к ускорению темпов износа дорог.

Теперь надо как-то исправлять ситуацию. На обсуждение участников сегодняшнего заседания Общественного совета при КРТИ будет вынесено с десяток конкретных предложений. Среди них: внести изменения в действующие контракты в части увеличения стоимости и сроков; определить механизм компенсации затрат на грузоперевозки и создание инфраструктуры; обратиться в правительство РФ о переносе на 12 – 24 месяца сроков введения в действие постановления # 12 с целью адаптации отрасли к сложившейся ситуации и другие. Какие из них будут учтены и реализованы – покажет время.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 192 (5565) от 14.10.2015.


Комментарии