Перекличка башен: в Петербурге на улице Чапаева появился новый дом

Редко когда новые здания в старом городе провоцируют жителей на чувства от восторга до негодования. Таким исключением стал жилой дом на улице Чапаева, 17, корпус 2, введенный в эксплуатацию минувшей весной. И все же справедливости ради заметим, что положительных отзывов здание получило куда больше.

Перекличка башен: в Петербурге на улице Чапаева появился новый дом | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Квартал между Петроградской набережной, Пинским переулком, улицей Чапаева и Казарменным переулком почти полностью был занят промышленной зоной. Постепенно в нем возникали бизнес-центры. Несколько лет назад 1,2 гектара бывшей «серой» зоны на улице Чапаева в створе улицы Мира отдали под жилье.

На тот момент на участке стояли дореволюционные здания. Наиболее заметное — четырехэтажный корпус, который был обращен к улице Чапаева торцом. Он числился дореволюционным, но с санкции ­КГИОП «помолодел» и стал 1926 года, что позволяло его снести (закон охраняет только дореволюционные постройки). Комитет аргументировал свое решение научно-исследовательской работой, которая обосновала советское происхождение здания. Вот что в ней говорилось: «Дата постройки корпуса под лит. В, указанная в современном техпаспорте на здание, — 1893 г. — некорректна и не имеет под собой исторических оснований. На генеральных планах 1893 – 1913 гг. указанный корпус не зафиксирован. Также в ходе исследований был выявлен имущественный документ 1950‑х годов, указывающий на дату постройки здания — 1926 год».

В 2021 году было выдано разрешение на строительство здесь жилого дома, почти сразу прошла расчистка участка.

Проект новостройки разработало архитектурное бюро Никиты Явейна. Основой стал неглубокий объем, выходящий к улице Чапаева и решенный в виде схематичного изображения домика с высокой косой крышей. Из этого объема справа вырастает башня. Она являет собой творческое переосмысление башни примыкающего производственного корпуса бумагопрядильной мануфактуры «Джеймс Бек» — памятника архитектуры рубежа XIX – XX веков. Фасады жилого дома вслед за производственным корпусом покрыты красным кирпичом.

Стилистика новостройки вызвала бурное обсуждение у петербуржцев. И это неудивительно: чуть ли не любая работа Явейна не оставляет равнодушных. Если иные архитекторы и проектировщики застревают в 2000‑х или занимаются контекстными новостройками, то у Явейна каждая работа — попытка заглянуть в будущее, расширить границы возможностей строителей (а ведь, как известно, даже самые смелые проекты порой упрощаются до такой степени, что пропадает все их новаторство). И это достижение горожане не смогли не заметить.

«Одна из немногих новостроек на Петроградской стороне, которая приятна глазу. Очень похожа на дом на Пискаревском, 1», — говорит Антон Грушевский. «Кивок в сторону рядом стоящего промышленного здания очень хорош. Да и в целом архитектура неплохая», — уверен Юрий Гулк. Екатерина Тимофеева радуется, что «в кои‑то веки неплохо, даже удивительно, ведь могут, когда хотят». Павел Румянцев видит разгадку успеха проекта: «Кирпичные здания в таком стиле — это всегда беспроигрышный вариант».

Вместе с тем саму идею копировать соседние дома, причем в упрощенном варианте, многие раскритиковали. Такая манера за последнее время фиксировалась несколько раз. На Фонтанку, 161, «перебежал» трапециевидный щипец-фронтон с соседнего легендарного дома Капустина, жилой комплекс на Московском, 183 – 185, занимается «плагиатом» полукруглой колоннады Казанского собора. Вон и в Гатчине есть стеклянная версия знаменитого дома Щербова — объекта, который есть в вузовских учебниках по архитектуре.

«Мне кажется, дом [на улице Чапаева] выглядел бы вполне удачно и тактично, если бы не было новой башни, столь явно бросающей вызов старой башне. Теперь вместо «нового прочтения старых традиций» получилась очень наглядная выставка упущений народного хозяйства», — рассуждает Петр Рыбин. «Старое здание хочется обнять, положить руку на плечи, потрогать макушку; новому зданию руку на плечо положить сложно, на шею тоже, голова вообще в небесах», — аллегорически размышляет Анатолий Бондаренко.

Роман Петров соглашается, что «в вакууме дом симпатичный»: «Но не надо было дореволюционное здание зеркалить. Надо было какое‑­то дополнение придумать, а не пародировать в духе «смотрите, каких высот в архитектуре мы добьемся с лазерной рулеткой».


#город #новостройка #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 105 (7681) от 11.06.2024 под заголовком «Перекличка башен».


Комментарии