Пение по правилам. Как новый закон отразится на уличных музыкантах?

«Уличную музыку вот уже как несколько лет хотят засунуть в рамки. Очевидно, законодателям и чиновникам больше нравится слушать шум городского транспорта…» «Надоели фальшивые музыканты и безголосые попрошайки. Давно пора убрать их с улиц культурной столицы…» «Зачем всем навязывать свои музыкальные вкусы — пусть играют где‑нибудь в уголочке…» «Уличная музыка — это нескончаемый праздник, который скрашивает серые будни и поднимает настроение. Хочется жить. Хочется сделать что‑нибудь хорошее…» Как видим, равнодушных горожан, в том числе и читателей газеты, по отношению к уличной музыке мало — у всех есть собственное мнение.

Пение по правилам. Как новый закон отразится на уличных музыкантах? | ФОТО Dmitri Lovetsky/AP/ТАСС

ФОТО Dmitri Lovetsky/AP/ТАСС

…На Владимирской площади, стоя напротив собора, женщина играла на триоле — детской духовой ручной гармонике. На ограду она пристроила открытую сумочку, намекая на желаемое вознаграждение за ее искусство. Впрочем, искусством здесь и не пахло. Она играла плохо: из прерывистых звуков, издаваемых гармоникой, мелодия никак не хотела складываться. Граждане равнодушно проходили мимо, и ничья рука не потянулась за кошельком.

А вот дяде Коле, что выходил ­иногда на ближайшую к метро аллею Московского парка Победы, денежка перепадала. Дядя Коля исполнял а капелла патриотические и русские народные песни. Фальшивил ужасно, но пел столь вдохновенно, что хотелось его отблагодарить, хотя каждый понимал, на что будут истрачены деньги.

До сих пор вспоминаю концерт, который дал подросток-гитарист, расположившийся у подножия памятника Достоевскому. Он собрал немало людей, восхищенных его мастерством. Рядом с мальчиком находился его отец, который охотно отвечал на вопросы о сыне. Стояла и коробочка для вознаграждений. Деньги были необходимы, по словам папы, для дальнейшего обучения ребенка музыке.

Ну и для полноты картины вспомним Ростислава Николаевича, гусляра, которого в доковидное время можно было встретить у Московского вокзала или у Кузнечного рынка. Очень пожилой человек исполнял баллады собственного сочинения под аккомпанемент гуслей. Как говорил, он таким образом собирает средства на свое другое увлечение — живопись.

Можно привести еще несколько примеров, но стоит ли? И так понятно: одни выходят на улицу со скрипкой, микрофоном, баяном, чтобы доставить удовольствие людям и получить признание, другие — в первую очередь за материальной помощью. Деньги, опущенные в коробку, сумочку и т. д., считаются пожертвованием и изъятию не подлежат.

А теперь давайте подумаем о том, что будет с такими исполнителями, когда с 1 мая в Петербурге заработает принятый депутатами закон «Об организации и проведении уличных выступлений», который, как говорят в Смольном, призван не «ограничить выступления музыкантов, а урегулировать уровень шума на улицах». Он особо досаждает жителям центральных районов города.

Для того чтобы в черте города под открытым небом, не опасаясь административного наказания, играть на музыкальных инструментах, петь, декламировать стихи, надо заявить о своем желании (такое практикуется уже два года) и получить предварительное разрешение у чиновников комитета по культуре (они оценят качество репертуара) и в районной администрации (там определят место исполнения). Сделать это следует заблаговременно (за 15 дней). Место можно выбрать только из двухсот разрешенных. Локации еще не обнародованы — карта пока готовится.

Женщина с гармоникой, дядя Коля и иже с ними, конечно, никуда за разрешением не пойдут и не только потому, что ни о каких правилах знать не знают. Они занимаются спонтанным попрошайничеством — их выступления никакой не вид творческой деятельности, а скорее прикрытие.

Подростки, по закону, выступать на улице не имеют права — только после того, как им исполнится 16 лет. Мальчик-гитарист может показать свое искусство в другом месте: в школе, Доме культуры, и, скорее всего, это будет безвозмездно. И пожилой гусляр по кабинетам не отправится — вольный человек, так привык жить.

Скорее всего, они и им подобные — сюда можно еще присовокупить заезжих исполнителей в камуфляже, которые открывают рот под чужую фонограмму, приправленную мощной звукоусилительной аппаратурой, и просят под бум-бум деньги на чье‑то лечение, — никуда не денутся. Они так и будут засорять городскую среду до тех пор, пока мы не перестанем кидать им «в шапку» банкноты и монеты.

Хорошая уличная музыка всегда была отличительной чертой нашего города. Послушать ее еще с ленинградских времен приезжали со всей страны. Сейчас, как говорят сами музыканты, такую славу город может потерять. Поможет или помешает этому регламентация деятельности самодеятельных творцов, мы увидим уже предстоящим летом.


#законы #музыка #музыканты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 244 (7327) от 27.12.2022 под заголовком «Пение по закону».


Комментарии