Пение по правилам. Как новый закон отразится на уличных музыкантах?
«Уличную музыку вот уже как несколько лет хотят засунуть в рамки. Очевидно, законодателям и чиновникам больше нравится слушать шум городского транспорта…» «Надоели фальшивые музыканты и безголосые попрошайки. Давно пора убрать их с улиц культурной столицы…» «Зачем всем навязывать свои музыкальные вкусы — пусть играют где‑нибудь в уголочке…» «Уличная музыка — это нескончаемый праздник, который скрашивает серые будни и поднимает настроение. Хочется жить. Хочется сделать что‑нибудь хорошее…» Как видим, равнодушных горожан, в том числе и читателей газеты, по отношению к уличной музыке мало — у всех есть собственное мнение.
ФОТО Dmitri Lovetsky/AP/ТАСС
…На Владимирской площади, стоя напротив собора, женщина играла на триоле — детской духовой ручной гармонике. На ограду она пристроила открытую сумочку, намекая на желаемое вознаграждение за ее искусство. Впрочем, искусством здесь и не пахло. Она играла плохо: из прерывистых звуков, издаваемых гармоникой, мелодия никак не хотела складываться. Граждане равнодушно проходили мимо, и ничья рука не потянулась за кошельком.
А вот дяде Коле, что выходил иногда на ближайшую к метро аллею Московского парка Победы, денежка перепадала. Дядя Коля исполнял а капелла патриотические и русские народные песни. Фальшивил ужасно, но пел столь вдохновенно, что хотелось его отблагодарить, хотя каждый понимал, на что будут истрачены деньги.
До сих пор вспоминаю концерт, который дал подросток-гитарист, расположившийся у подножия памятника Достоевскому. Он собрал немало людей, восхищенных его мастерством. Рядом с мальчиком находился его отец, который охотно отвечал на вопросы о сыне. Стояла и коробочка для вознаграждений. Деньги были необходимы, по словам папы, для дальнейшего обучения ребенка музыке.
Ну и для полноты картины вспомним Ростислава Николаевича, гусляра, которого в доковидное время можно было встретить у Московского вокзала или у Кузнечного рынка. Очень пожилой человек исполнял баллады собственного сочинения под аккомпанемент гуслей. Как говорил, он таким образом собирает средства на свое другое увлечение — живопись.
Можно привести еще несколько примеров, но стоит ли? И так понятно: одни выходят на улицу со скрипкой, микрофоном, баяном, чтобы доставить удовольствие людям и получить признание, другие — в первую очередь за материальной помощью. Деньги, опущенные в коробку, сумочку и т. д., считаются пожертвованием и изъятию не подлежат.
А теперь давайте подумаем о том, что будет с такими исполнителями, когда с 1 мая в Петербурге заработает принятый депутатами закон «Об организации и проведении уличных выступлений», который, как говорят в Смольном, призван не «ограничить выступления музыкантов, а урегулировать уровень шума на улицах». Он особо досаждает жителям центральных районов города.
Для того чтобы в черте города под открытым небом, не опасаясь административного наказания, играть на музыкальных инструментах, петь, декламировать стихи, надо заявить о своем желании (такое практикуется уже два года) и получить предварительное разрешение у чиновников комитета по культуре (они оценят качество репертуара) и в районной администрации (там определят место исполнения). Сделать это следует заблаговременно (за 15 дней). Место можно выбрать только из двухсот разрешенных. Локации еще не обнародованы — карта пока готовится.
Женщина с гармоникой, дядя Коля и иже с ними, конечно, никуда за разрешением не пойдут и не только потому, что ни о каких правилах знать не знают. Они занимаются спонтанным попрошайничеством — их выступления никакой не вид творческой деятельности, а скорее прикрытие.
Подростки, по закону, выступать на улице не имеют права — только после того, как им исполнится 16 лет. Мальчик-гитарист может показать свое искусство в другом месте: в школе, Доме культуры, и, скорее всего, это будет безвозмездно. И пожилой гусляр по кабинетам не отправится — вольный человек, так привык жить.
Скорее всего, они и им подобные — сюда можно еще присовокупить заезжих исполнителей в камуфляже, которые открывают рот под чужую фонограмму, приправленную мощной звукоусилительной аппаратурой, и просят под бум-бум деньги на чье‑то лечение, — никуда не денутся. Они так и будут засорять городскую среду до тех пор, пока мы не перестанем кидать им «в шапку» банкноты и монеты.
Хорошая уличная музыка всегда была отличительной чертой нашего города. Послушать ее еще с ленинградских времен приезжали со всей страны. Сейчас, как говорят сами музыканты, такую славу город может потерять. Поможет или помешает этому регламентация деятельности самодеятельных творцов, мы увидим уже предстоящим летом.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 244 (7327) от 27.12.2022 под заголовком «Пение по закону».
Комментарии