Паровоз назад летит

Несколько дней в неделю рано утром по железнодорожным путям, пролегающим через южные районы Петербурга, буксируют старинные локомотивы – экспонаты музея ОЖД на территории бывшего Варшавского вокзала. Паровозы, электровозы и тепловозы осенью разместятся в новых зданиях около другого вокзала – Балтийского. Пока же раритеты отправляют в Шушары, где их ждет косметический ремонт.

Паровоз назад летит | ФОТО Алексея ШИШКИНА

ФОТО Алексея ШИШКИНА

На данный момент в пригород отвезли несколько десятков единиц старой техники. В частности, это немецкий репарационный танк-паровоз ТТ-1770, маневровый паровоз серии «Ь» Коломенского завода, первый советский крупносерийный электровоз ВЛ-22м, тепловозы 1950 – 1960-х годов. После того как экспонаты подремонтируют, они проследуют на пути нового музея. Полностью переезд планируют завершить до конца лета.

Тем временем современный комплекс у Балтийского вокзала уже почти готов. Экспозиция разместится в двух зданиях, соединенных стеклянным переходом. Как рассказал один из авторов проекта архитектор Никита Явейн, в переоборудованном историческом депо будут выставлены самые старые паровозы, а в новом блоке – более современные локомотивы. Некоторую технику, например боевой железнодорожный ракетный комплекс, или, как его еще называют, «поезд-призрак», или «поезд номер ноль», решили оставить на открытой площадке. Высота пусковой установки в развернутом виде превышает 20 метров, и состав просто не поместился бы под крышей.

Помимо подвижного состава в музее продемонстрируют два поворотных круга. Один построили специально для экспозиции, а второй – дореволюционный – перенесли с Варшавского вокзала. Агрегат, работающий на электрическом приводе, станет не просто экспонатом – его планируют использовать по прямому назначению при расстановке паровозов и тепловозов по территории музейного комплекса. Возможно, в историческом депо появится и третий поворотный круг, самый маленький. По словам Никиты Явейна, такие еще можно найти на старых железнодорожных станциях.

Известно, что в залах разместятся также интерактивные тренажеры, в которых можно будет почувствовать себя машинистом, и действующие механизмы локомотивов, например двигатель. Покажут даже, как выглядит паровоз в разрезе.

Открыть музей планируют уже осенью, но и после этого экспозиция будет постепенно насыщаться. Автор книг о железных дорогах историк Леонид Москалев считает, что в России аналогов нашему музею нет. По масштабу он смог сравнить его разве что с Национальным железнодорожным музеем в британском городе Йорк.

– Особенно радует то, что рядом находится центр профессиональных квалификаций Октябрьской железной дороги, и его ученики смогут своими глазами увидеть историю. В сочетании с интерактивными экспозициями, которых, судя по всему, там тоже будет немало, музей станет особенно интересным для молодежи, – поделился Леонид Москалев.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 121 (5738) от 07.07.2016.


Комментарии