Парку подкинули на зелень
Полежаевский парк, расположенный в Красносельском районе между Петергофским шоссе, проспектом Маршала Жукова и Авангардной улицей, наконец-то решено реконструировать. На это дело комитету по благоустройству, как уже сообщалось, выделен 51 млн рублей. Тому, кто хорошо знаком с парком, сумма внушительной не покажется. Эта зеленая зона площадью 155 га находится в очень запущенном состоянии. Хотя по большому счету именно этот парк должен был бы первым претендовать на имя парка Победы.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
По территории парка проходил Кировский вал — рубеж обороны Ленинграда. В сентябре 1941 года воины 42-й армии и бойцы Ленинградского ополчения при поддержке орудий кораблей Балтфлота и морской авиации остановили здесь врага. На солдатских косточках и там, где были траншеи и окопы, растут парковые кусты и деревья. Кто знает, сколько еще останков лежит в его болотах и чащобах?
Однако эта местность, часть территории которой с прудами и фрагментами исторической планировки, — объект культурного наследия регионального значения, носит имя мало кому известного банкира Константина Полежаева. И все лишь потому, что в 1879 году он здесь прикупил поместье. Сейчас смысла менять название парка уже нет. Вопрос в другом: когда этот лес на холмах с извилистой речкой Дудергофкой, чьи берега ныне окаймляет опасный двухметровый борщевик, станет на самом деле благоустроенным парком?
Впрочем, некоторые любители этого места за то, чтобы все оставить как есть. Благоустройство неминуемо приведет к запретам, говорят они, и где тогда местным жителям с собаками гулять и устраивать пикники с шашлыком?
Перехожу Петергофское шоссе и по берегу Дудергофского канала, заросшего кувшинками, направляюсь к вантовому мосту, который прямиком ведет в парк и к аллее Славы, проложенной точно по юго-западной линии обороны. Аллею создали еще в 60-х годах прошлого века, высадив 900 берез, символизирующих дни блокады. Несколько десятков деревьев, как сообщили наши читатели, обеспокоенные судьбой парка, уже погибли.
По гравийной дорожке поднимаюсь к началу аллеи, стараясь скорее миновать гниющие с двух сторон тропы зеленые болота, поросшие рогозом, камышами и умирающими деревьями. Слева видны обманчивые поляны, на которые ступить нельзя — трясина, куски бетонных блоков и каких-то железок, торчащих из воды.
И, наконец, вот она — аллея с мемориальной стелой, где написано: «Вечная память защитникам Ленинграда». Рядом — четыре длинных могильных холма, на них — пробитые каски и поминальные свечи. Обрамленная мрамором клумба у стелы, как и могилы, густо заросла сорняком. В траве виднеются небольшие бетонные плиты с прикрепленными к ним саперными лопатками, пробитыми фляжками и георгиевскими ленточками — надгробия.
В этой части аллеи захоронено восемьдесят останков погибших воинов, найденных в Красносельском районе поисковыми молодежными отрядами. Здесь же небольшая деревянная церковь во имя святой равноапостольной Нины. Почему так? В день ее памяти, который приходится на 27 января, Ленинград был полностью освобожден от блокады. Территория у церкви огорожена и закрыта на замок. У калитки табличка: «Звоните, и вам помогут». Но страждущих нет, да и гуляющих в парке мало, несмотря на солнечный день. Две мамочки с колясками, папа с мальчиком на велосипедах, три нарядные пенсионерки и молодой человек, совершающий пробежку.
Углубляюсь в парк, минуя девять противотанковых надолб, превращенных в памятные знаки. С левой стороны аллеи протоптанные тропинки манят в лес. Иду в надежде найти корягу, на которую можно присесть, потому что в Полежаевском нет скамеек. Отдохнуть можно только у второй мемориальной стелы, которая завершает аллею у проспекта Ветеранов. Здесь видны следы благоустройства, но газоны тоже заросли сорняком. И присутствует куча мусора, хотя парк в целом чистый трудами волонтеров, которые проводят здесь субботники, и работников садово-паркового предприятия «Красносельское». Но урн нет и самое главное — никакого освещения. Так что вечерами здесь не погуляешь — страшновато.
Несмотря на принятое решение благоустроить парк, обновленным мы его увидим не скоро. Реконструкция начнется только в 2019 году. А до этого здесь проведут изыскательские работы, чтобы подготовить техзадание для подрядчика, которого выберут по конкурсу. Кстати, ранее здесь уже были проведены геологические, гидрологические, геодезические и даже саперные работы. Это случилось, когда Петербург собирался претендовать на летнюю Олимпиаду-2004. Тогда в парке планировали открыть теннисные корты и оборудовать гребной канал. Но заявку города, как известно, не поддержали.
Потом одна из фирм вознамерилась построить на территории Полежаевского четыре гостиницы и бизнес-центр, но не осилила предложенные условия — заодно благоустроить и весь парк. Сгинула и идея возвести в парке ледовый стадион для конькобежного спорта. И к лучшему!
Теперь мы определенно знаем, что Полежаевский заболоченный лес, сохранив свою девственную красоту, через несколько лет станет ухоженным парком с детскими площадками, спортивными зонами и оборудованными местами отдыха. Только бы не ушла в результате всех новаций его удивительная особенность. Здесь дышится легко и думается вольно.
Комментарии