Почему под Финляндским вокзалом не появился паркинг

Идея создания мощного транспортно-пересадочного узла (ТПУ) на Финляндском вокзале появилась почти десять лет назад. Компания «Российские железные дороги», не забывая об опыте Лондона, Парижа, Амстердама и других европейских и азиатских городов, решила использовать ТПУ не только как современный сервис для пассажиров электричек и дальних поездов. В них виделась возможность построить торговые площади с большим людским трафиком. На доходы от торговли предполагалось реконструировать сложное железнодорожное хозяйство.

Почему под Финляндским вокзалом не появился паркинг | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Петербургским архитекторам дали задание проработать идею на всех пяти действующих петербургских вокзалах. Евгению Подгорнову, руководителю бюро «Интерколумниум», достался Финляндский вокзал, эта работа вызвала наибольший общественный интерес.

Проектирование велось в 2009 — 2012 годах. Поначалу Подгорнов предложил отнести пути на несколько сотен метров от существующего здания вокзала и на освободившееся место «посадить» ТПУ с автобусным вокзалом, паркингами и торговлей, а также пересадкой в метро, без выхода на улицу, как это происходит сейчас. Но выяснилось, что пути вблизи вокзала делают резкий поворот и их нельзя укорачивать. По той же причине невозможен и другой вариант: поднять пути на высоту 7 метров и под новыми платформами разместить автовокзал и паркинги.

В итоге архитектор принял решение создать ТПУ над существующими путями и платформами, поставив его «на ноги». Нижняя отметка нового трехэтажного здания оказывалась на высоте 10 метров. Верхняя — на высоте 25 метров, чтобы весь корпус не был слишком заметен с берега Невы.

Общая площадь ТПУ — 74 тысячи квадратных метров, из них 44 тысячи «квадратов» отводились ретейлу. Он занимал два нижних этажа, верхний отводился под паркинг на 560 машин. Автомобили попадали бы наверх по пандусу, спрятанному в отдельно стоящем здании, которое проектировалось рядом с железнодорожными путями. Справа, если стоять лицом к существующему главному фасаду вокзала, примерно там, где сейчас находится выход пассажиров поезда «Аллегро».

Важным элементом архитектурного решения стали три конусообразных стеклянных «стакана» с максимальным диаметром наверху 8 метров. Они располагались последовательно над центральной железнодорожной платформой и освещали все этажи здания. Колпаки висят над стаканами, они сконструированы так, чтобы был хороший воздухообмен на железнодорожных платформах.

Эскалаторы соединят ТПУ с существующим зданием вокзала, откуда подземный переход вел на площадь Ленина, там планировалось создание междугороднего и международного автовокзала.

Под самой площадью была задумана одноэтажная подземная перехватывающая парковка, куда можно было бы попасть из здания вокзала, не выходя на улицу. Существующее на площади круговое движение позволяет сделать из парковки несколько удобных выездов. Но от этой идеи быстро отказались из-за сложности согласований с городом, территория площади не принадлежит железной дороге.

Концепция ТПУ на Финляндском вокзале была доведена до инвестиционного комитета РЖД, но случился экономический кризис 2014 года, и проект остался в компьютерах архитекторов. Впрочем, недавно эти материалы запросили власти Петербурга. Создается программа ТПУ на выездах из города, где пересекаются пути электричек, метрополитена и автобусов. Возможно, «финляндские» идеи будут использованы.

#Финляндский вокзал #транспортно-пересадочный узел #паркинг

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (6266) от 11.09.2018 под заголовком «Паркинг под Лениным».


Комментарии