Парень с другого этажа. В Доме реставратора прошли VII Тихоновские чтения
Чтения названы в честь Льва Тихонова (1929 – 2010), историка и специалиста по культурному наследию. В этом году они были посвящены 80‑летию Великой Победы. Основная часть докладов и сообщений касалась борьбы ленинградцев за спасение памятников в годы войны и первых работ по восстановлению разрушений, которые начались еще в 1944 году. Чтения, по традиции, были организованы Петербургским отделением ВООПИиК.
ФОТО The Climate Reality Project on Unsplash
Большой интерес слушателей вызвал доклад «Восстановление Ленинграда глазами художников», сделанный Ириной Золотинкиной (Русский музей) и Татьяной Праздниковой (Эрмитаж). Они исследовали созданные в 1944 – 1947 годах литографии известных ленинградских художников Алексея Пахомова и Анатолия Каплана. Основой этих литографий стали зарисовки, сделанные художниками на улицах Ленинграда, на которых юные девушки, желая поскорее восстановить любимый город, осваивали специальности электромонтеров, штукатуров и плотников, укладывали асфальт и освобождали от укрытий «Медный всадник». Имена девушек художники не знали, только на знатного каменщика Андрея Куликова указал Пахомов в подписи к одной из литографий.
Музейные сотрудницы обнаружили в архивах фотографии, на которых Куликов восстанавливает кладку дома Адамини на Марсовом поле. Нашли Золотинкина и Праздникова и другие снимки Ленинграда того времени, доказывающие, что обычно художники изображали реальные пейзажи, но иногда ради создания образа позволяли себе фантазировать. Так, Каплан в литографии «Восстановление троллейбусной сети» украшает угловую башню дома № 32/1 по набережной Фонтанки скульптурой, хотя ее там никогда не было. Пахомов в литографии «На крыше Зимнего дворца» не изображает несколько находящихся там скульптур, чтобы юная кровельщица осталась на фоне только одного Аполлона.
Интересна литография Пахомова «В Русском музее» 1946 года. На ней изображены девушки, реставрирующие один из залов. На заднем плане — скульптура юноши. Исследователи установили, что реставрация производилась в зале № 27 Михайловского дворца, где всегда демонстрируются пейзажи Ивана Шишкина. Скульптура Антона Иванова «Парень, играющий в городки» (1839) прежде находилась в вестибюле второго этажа, но во время войны была помещена на первый этаж, как и все скульптуры, которые не были эвакуированы.
Работе известного советского архитектора Николая Баранова над проектом Центрального городского парка — от Кронверка до стрелки Петровского острова — был посвящен доклад сотрудника Музея истории Ленинграда Владимира Авдеева. Первые эскизы относятся к 1943 году. Но и через двадцать лет, когда замысел уже не мог быть реализован, Баранов рисовал эскизы парка площадью 200 гектаров.
Любопытные мемуары Веры Кузовниковой, работавшей в 1941 году в Инспекции по охране памятников, привела Юлия Бахарева, сотрудник КГИОП. Кузовникова вспоминала, что в июне 1941‑го папки с документами инспекции были упакованы в ящики и перевезены на случай бомбежек и обстрелов с площади Ломоносова на территорию Александро-Невской лавры как место менее опасное. Нет документов, подтверждающих это перемещение (сначала туда, а затем — обратно), но переписка инспекции, например, по Эрмитажу, Бирже и другим памятникам вместо одной папки хранится в двух, датируемых до лета 1941 года и после него. Что является косвенным доказательством того, что документы вывезли и завели новые папки.
Ирина Слуцкая и Ольга Чичелова, сотрудники ГМЗ «Петергоф», рассказали о том, как в конце 1940‑х годов музейщики и специалисты по культурному наследию начали борьбу за музеефикацию парка «Александрия» и находящихся в нем построек. Понятно, что в первые послевоенные годы людям надо было где‑то жить и здания приспосабливали под жилье. А в 1957 году на страницах «Ленинградской правды» прошло обсуждение, надо ли создавать в «Александрии» парк культуры и отдыха с аттракционами, и мнения тогда разделились — только тридцать лет назад парк окончательно обрел заповедный статус.
Чтения завершил доклад искусствоведа Ольги Кошкиной о малоизвестном даже специалистам ленинградском архитекторе Василии Печеневе-Василевском (1894 – 1942). Доподлинно известна только одна его постройка — школа на 1600 учащихся в Полюстрове (сейчас в здании на проспекте Металлистов, 119, располагается учебный центр МЧС). Известно, что архитектор участвовал в создании генерального плана Сталинграда. Сохранились его эскизные проекты Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве, но пока не найдено ни одной фотографии зодчего.
Читайте также:
В Петербурге состоялась XVIII конференция «Формирование комфортной городской среды»
Продолжается реставрация фасадов «Доходного дома купца Михаила Полежаева»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 (8032) от 11.11.2025 под заголовком «Парень с другого этажа».




Комментарии