Парадный квартал. На месте казарм Преображенского полка выросли элитные дома
Все жилые здания в этом квартале имеют один адрес: Парадная улица, 3, корпус 2. На самом деле домов восемь. Странно, что у них нет собственных имен и помимо внешнего вида они различаются номерами подъездов и квартир. Новая история этого старого петербургского места (теперь оно именуется «Парадный квартал») началась 15 лет назад.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Тогда было много бурных дискуссий, можно ли сносить часть казарм Преображенского полка. Они были построены в самом начале XIX века по проекту Федора Волкова и Федора Демерцова, затем несколько раз переделывались... Сейчас участники тех обсуждений говорят об этом как о делах давно минувших дней.
По информации КГИОП, решение о невключении в список памятников нескольких зданий Преображенского полка – солдатских казарм, конюшни, оружейного склада и манежа принималось в 2002 – 2006 годах. Через три года, когда 820-й городской включил территорию квартала в зону регулируемой застройки (это серьезные ограничения прежде всего по высоте), проект ЖК «Парадный квартал» мастерской Игоря Солодовникова был уже согласован. В справке комитета также говорится о том, что объектами культурного наследия являются несколько окружающих квартал зданий, в частности, бывшие казармы на Кирочной улице, дома№ 31 и 37, а также дома № 35, 37, 39 по улице Радищева. Последние объявлены памятниками архитектуры в 2018 году.
По источникам, полностью строительство этого квартала, включающего несколько офисных зданий, завершилось в 2014 году. Жилая часть состоит из 898 квартир общей площадью 104 тысячи кв. метров. Встроенные помещения (кроме фитнес-центра) спроектированы с учетом возможного изменения назначения.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Когда задумывался этот материал, мы хотели поговорить (даже на условиях анонимности) с аборигенами о том, как им живется в «Парадном квартале», и получили несколько вежливых, но твердых отказов.
Причин может быть много, начиная с понятного нежелания пускать в свой мир малознакомого человека. Поблагодарим Маргариту Сергеевну Штиглиц, специалиста по промышленной архитектуре Петербурга, нашего постоянного эксперта. Она живет в «Парадном квартале» с первых дней его существования и любезно согласилась провести для нас небольшую экскурсию.
Когда договаривались о встрече и выяснилось, что мы придем со стороны станции метро «Чернышевская», Штиглиц заметила: «Войдете через боковой вход». Сразу возник вопрос: а какой вход является главным, парадным, в «Парадном квартале»? Наш экскурсовод пояснила, что для нее это лестница (весь квартал расположен на возвышении над подземным паркингом) с Парадной улицы, ближайшая к ее дому.
Интересуемся, живут ли в квартале знаменитости? Наш экскурсовод отвечает, что, по слухам, в «Парадном квартале» владеют квартирами чиновники высокого уровня. Но она их не видела.
Все восемь домов квартала – это замкнутые пространства, имеющие внутренние дворы с детскими площадками. Там место – только для своих. Только оттуда можно попасть на лестницы, ведущие на жилые этажи. Комьюнити, а по-русски говоря, общение, в привычном понимании, по словам Штиглиц, в доме не сложилось. «Я не знаю, кто мои соседи даже по этажу, ни с кем не общаюсь»... На входе в подъезд нас встречает внимательный взгляд консьержки. «Хотят людей заменить видеокамерами, я – против», – добавляет Штиглиц.
С внешней стороны каждого дома находятся встроенные помещения, они являются частью общедоступного публичного пространства квартала.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Спрашиваем, считает ли Маргарита Сергеевна своими классицистические дома, расположенные непосредственно вдоль Парадной улицы. Как профессионал, она сначала уточняет, что это воссоздание начала XXI века на начало XIX. На ее взгляд, удачное. До строительства «Парадного квартала» там стояли здания с более поздними случайными, невыразительными эклектичными фасадами. Что касается «своих», то это так: в одном из зданий расположена медицинская клиника.
Продолжаем задавать вопросы: «А что вы считаете центром квартала?».
«Мы говорим: площадь с фонтанами около фитнес-центра. Он находится в «северном доме» с самыми дорогими квартирами – пентхаусами».
Тут было самое время спросить, почему дома не имеют собственных имен. И ориентироваться было бы проще. Штиглиц соглашается, что идея хорошая.
От площади с фонтанами сделаны «три прострела», напоминающие трехлучевую систему улиц старого Петербурга, которые начинаются от Адмиралтейства. Летом, когда из-за карантина был закрыт соседний Таврический сад, на площади было немало народа. Кстати, недавно провели голосование жителей квартала, не закрыть ли общественные пространства для посторонних. Штиглиц не знает результатов, но она голосовала против.
Центральный луч ведет к Мальцевскому рынку. Два других луча направляют к Виленскому переулку и Парадной улице. Штиглиц показывает еще один, «свой» выход из квартала, ведущий к улице Радищева: «Это самый короткий путь к Академии Штиглица, где я преподаю». Заодно обращает наше внимание на две одноэтажные кирпичные руины, они находятся рядом с кварталом: «Так выглядели казармы на том месте, где сейчас жилые дома. Что бы там ни говорили, все делалось под присмотром КГИОП».
А что думает архитектурная критика? Слово Владимиру Фролову: «Наверное, благодаря расположению внутри исторической застройки был реализован проект комплексного освоения территории. Там были казармы, вместо них возникло жилое, сервисное и офисное пространство, отвечающее функциям современного города. Оно замкнуто, находится на большом паркинге, что освобождает территорию от автомобилей и создает благоустроенную среду.
«Парадный квартал» иногда по ошибке называют микрорайоном. Вероятно, по той причине, что он создавался одномоментно по одному проекту на одном участке одной командой архитекторов для одного заказчика. Но микрорайон в понимании, оставшемся со времен социалистического строительства, – это жилье, создаваемое в чистом поле с общественной функцией, но без производств. Теперь же офисы считаются производством.
Хотя участок с градостроительной точки зрения не самый ответственный, тем не менее с Кирочной улицы хорошо видны современные корпуса, которые превышают сохраненные здания. Высотные нормативы соблюдены, но лучше бы эти новые дома были пониже. Даже восьми этажей оказалось много. Или надо было искать способ взаимодействия новых и старых элементов архитектурной среды.
Объемные решения, рисунок фасадов свидетельствуют, на мой взгляд, что архитекторы не смогли выбрать между историческими реминисценциями и модернистской архитектурой. Я назвал бы такую архитектуру «случайным постмодернизмом».
Постмодернисты могут, например, совместить в одном здании каменный фасад с блоком остекления. Но у них – ирония, игра с историей, больше работа художественного свойства.
На мой взгляд, даже притом что создано общественное пространство, посторонние туда не пойдут. Это не достопримечательность».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (6794) от 28.10.2020 под заголовком «Что за жизнь в Парадном».
Комментарии