Панель позиций не сдает. История массовой застройки Петербурга

Панельное домостроение стало ответом XX века на вечную потребность людей в недорогом и качественном жилье. Справочники подсказывают, что первое их воплощение в реальность произошло в 1910 году в Куинсе, районе Нью-Йорка. В те годы США были воплощением технического прогресса в мировом масштабе. Отцом панельного строительства жилья считается инженер и архитектор Гросвенора Аттербери, позже его идеи развил великий французский архитектор Ле Корбюзье.

Панель позиций не сдает. История массовой застройки Петербурга | ФОТО Александра ДРОЗДОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Александра ДРОЗДОВА/ИНТЕРПРЕСС

Когда первые панельные дома «вышли в свет», они приглянулись далеко не всем. С развитием массового панельного домостроения этот вид конструкций стал ассоциироваться с бесконечным тиражированием однотипных строений. В наши дни и панели, и экономика строительства в корне изменились, и типовой подход возвращается на рынок.

Наследство Никиты Сергеевича

Не будем углубляться в экскурсы — про историю панельного домостроения написаны горы книг. Отметим, что основные принципы - подчеркнутый функционализм, стандартность, использование современных материалов, а также минимальная себестоимость возведения как нельзя лучше подошли социалистической идеологии. Хотя даже в 1960-е в нашей стране для начальства старались построить что-то поизысканнее. Но все же отсутствие рынка квартир лишало гражданина права требовать что-то получше за свои деньги.

В СССР массовое строительство связывают с периодом правления Никиты Хрущева. Хотя первые опыты по созданию таких домов относятся к последним годам жизни Иосифа Сталина (1945 год - одноэтажный дом в Березовском Свердловской области, 1948-й - четырехэтажный дом на Соколиной Горе в Москве), но в данном случае народ прав. Одно дело — эксперимент, а другое - внедрение в широкие массы.

Тренд на упрощение конструкций и внешнего вида зданий нельзя осуждать - надо было удовлетворять первичную потребность в крыше над головой. Даже кирпичное домостроение с 1953 года на 80% стало производиться по типовым проектам. Но если нет задачи сделать хорошо, хоть и дорого, то кирпич проигрывает. Панель будет дешевле.

Кирпичом по крупноблочным

В Ленинграде панельное домостроение прописалось в 1955 году с отставанием не только от главной столицы, но и от ряда городов. Историк архитектуры Дмитрий Гусаров считает, что у задержки было несколько причин.

Во-первых, в городе на Неве была хорошо развита предыдущая технология - блочного строительства. Пока архитекторы и инженеры не исчерпали ее полностью, они не собирались от нее отказываться.

Во-вторых, база для панельного домостроения была готова только к 1954 году (пионером стал завод ЖБИ № 5).

В-третьих, сыграла роль обособленность проектировочных мощностей институтов от общесоюзных коллег.

В-четвертых, в Ленинграде были довольно развитые мощности кирпичных заводов.

В плановой экономике отказ от устоявшейся цепочки всегда болезнен: кто-то теряет работу, а поиск прибыли не является главной целью. Это часто тормозит прогресс. Но, когда общесоюзный центр приказал наращивать темпы жилищного строительства, отступать было некуда.

Ленинградский минимализм

В последующие десятилетия мысли архитекторов, конструкторов и инженеров шли по такому пути - как сделать дома еще более дешевыми, быстрее возводимыми. Если первые «панельки» по потребительским характеристикам относительно немного уступали сталинским домам классических форм, то к середине 1960-х минимализм победил.

В брежневский период требования к комфорту стали нарастать. Наконец, в 1970-е годы даже в СССР на землю городов начали смотреть как на ценный ресурс и относительно малонаселенные кварталы пятиэтажек стали слишком большой роскошью для мегаполисов.

Основные вехи на этом пути:

а) первая комплексная квартальная застройка. Проект разработан авторским коллективом мастерской № 5 института «Ленпроект» (архитекторы Е. Левинсон, Д. Гольдгор, Г. Александров, А. Шприц, И. Райлян, И. Тевьян и А. Аланнэ). Их замысел двух кварталов реализован в 1956 - 1958 годах в Щемиловке Невского района. Дома на улицах Полярников, Седова и Ивановской до сих пор стоят и неплохо выглядят. В 1958 году Никита Хрущев лично осматривал эти кварталы и остался доволен;

б) знаменитая ленинградская серия пятиэтажек 1-506. Это панельная серия из довольно скудного набора форм и сюжетов. Эта серия домов была сильно зажата в тиски индустриализации, и архитекторам необходимо было показывать экономию во всем и создавать, по сути, минимум три не похожих друг на друга района застройки с добротными домами, где каждый район имеет свои мотивы и сюжеты;

в) район проспекта Елизарова. Там впервые появилась пестрая метлахская плитка из саурежского гипса. Малая Охта известна разноцветными оптимистичной раскраски домами с двойными окнами на панелях и рядом деликатных деталей - фризы, торцы, балконы... «А также заслуживает внимания и район Кантемировской улицы, где есть совсем уж уникальные для Петербурга дома «с чешуйками», решенные в одной колористической гамме - песчаные и светло-оранжевые с разделением и подчеркиванием тонкими изящными рубиновыми линиями», - пишет Дмитрий Гусаров. В итоге в период расцвета пятиэтажек наш город получил эти дома примерно двадцати пяти серий.

Эталоны простоты

На мой взгляд, типичными представителями стиля можно считать дома серии ГИ. Таковые обильно представлены в Московском, Кировском и Красносельском районах - без балконов, лишь по две квартиры на лестничной площадке, соответственно, окна квартир выходят на две, а в торцевых подъездах - на три стороны, холодные. В домах этой серии комнаты крошечные, а санузлы совмещенные вне зависимости от числа комнат квартиры.

Следующий этап эволюции «панелек» - серия ЛГ-507. На нее приходится четверть всех «хрущевок», она самая массовая из сестер, дома стоят в Невском, Московском, Кировском, Фрунзенском (Купчино), Красногвардейском и других районах. В этих домах по четыре квартиры на площадке, окна, как правило, на одну сторону, санузел совмещен лишь в «однушках», есть балконы. Известен ее более комфортный вариант (504-й), где вместо стандартных балконов лоджии.

Некоторые морально устаревшие массовые серии - исторически ленинградские, другие же можно найти в самых разных городах бывшего СССР.

На потребительской волне

Но эпохи менялись, и советским гражданам стало тесно в пятиэтажных панельных домах. Шестидесятые отшумели, оттанцевали в ритме бит. Потом в архитектуре застыла другая музыка. На смену каноническим пятиэтажкам в Ленинграде пришли революционные по конструкции панельные дома типа 1-ЛГ-600, или «корабль» - символ семидесятых годов ХХ века. В отличие от пятиэтажек «корабли» имели и девять, и двенадцать, и даже пятнадцать этажей. Менялась и «длина» домов - от одного до девяти парадных.

Есть мнение, что конструктивную идею этого типа зданий наши архитекторы подсмотрели в Скандинавии или в ГДР. Впервые в советском массовом домостроении ленинградцы применили технологию несущих панелей, навесными газобетонными оставались лишь внешние панели.

Козырьки над входом в парадные имели ширину полтора метра - неслыханная роскошь, подходящая для дождливой ленинградской погоды. Наконец, в «кораблях» был реализован принцип окна от стены до стены - для лучшего солнечного освещения квартир. Это нравилось не всем, но теперь подобный принцип остекления применяется кое-где и в новостройках.

600-я серия разрабатывалась Ленинградским зональным институтом экспериментального проектирования для Автовского домостроительного комбината (ДСК-3). Есть также варианты с улучшенными планировками, предназначенные для жилищно-строительных кооперативов, и пятиэтажные «кораблики» без лифтов для пригородов.

В основных районах дислокации «кораблей» - в Красносельском, Кировском, Выборгском и Калининском - есть почти все разновидности домов серии 1-ЛГ-600. Кстати, у серии был вариант для сурового северного климата. Кухни в «кораблях» небольшие, всего 6,1 - 6,3 кв. м (в «кооперативной» модификации - до 9 кв. м), однако проектировщики предполагали, что расположение окна (с подоконником на уровне груди) поможет жильцам более рационально распорядиться столь ограниченным пространством, поставив вдоль внешней стены обеденный стол или диван.

Элитное - массам

Многие строители и риелторы называют своей любимой панельной серией 137-ю. Лет сорок назад это было современное жилье, верх мечтаний о комфорте. Толстая панель, по два лифта на парадное, разнообразная эстетика.

В этих домах достаточно большие кухни - 10 - 15 кв. м, поперечная ванна. Пол зачастую паркетный. Есть отдельная черная лестница, лоджии, балконы начинаются только с третьего этажа.

Крупнопанельная домостроительная серия 137.11 (это официальное название 137-й) появилась в 1980-е годы. Ее первый дом как экспериментальный был возведен в 1973 году. Именно она должна была выполнить программу «Жилище-2000» (каждой советской семье по квартире).

Программа, конечно, осталась на бумаге. Появление 137-й серии на ленинградских стройплощадках было связано с вводом в строй супергиганта ДСК-2, который с гордостью называли «крупнейшим в Европе домостроительным предприятием». На проектную мощность - 1 млн 200 тыс. кв. м жилья в год - ДСК-2 так и не вышел, хотя в лучшие годы здесь производили около 800 тыс. кв. м.

Увы, 137-я серия стала «лебединой песней» ленинградского панельного домостроения. В начале 1990-х государство сняло с себя роль массового заказчика жилья и этой отраслью стала рулить невидимая рука рынка.

Однако сама панель никуда не исчезла. Такими домами в постперестроечные годы была застроена Московская область, а в соседней Финляндии большая часть жилых домов до сих пор возводится по панельным технологиям.

#строительство #история #хрущевки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 030 (6383) от 19.02.2019 под заголовком «Панель позиций не сдает».


Комментарии