Памятники в огне. Как спасти объекты культурного наследия от пожара?

Под охраной КГИОП в Петербурге сегодня 6300 объектов культурного наследия федерального и регионального значения. Утрата любого из них – серьезная потеря. И угрозы таких потерь есть: существует мнение, что «рукописи не горят», а вот здания-памятники очень даже могут. Весной нынешнего года сгорела «Невская мануфактура» – объект культурного наследия, пострадали люди. При этом у памятников есть особые пожарные риски: не для каждого старинного здания применим стандартный проект обеспечения безопасности.

Памятники в огне. Как спасти объекты культурного наследия от пожара? | ФОТО Валентина ЕГОРШИНА/ТАСС

ФОТО Валентина ЕГОРШИНА/ТАСС

Проблемы пожарной безопасности объектов культурного наследия обсуждали на совместном заседании двух комиссий Общественной палаты Петербурга: по безопасности и по культуре. Участники обсуждения стремились выстроить приоритеты: как обезопасить объект от пожара, при этом максимально сохранив его историческую идентичность.

Это продолжение работы, которую палата ведет давно. Весной после пожара на «Невской мануфактуре» мы рассматривали проблему пожарной безопасности промышленных объектов. Но ведь «Невская мануфактура», она же фабрика Торнтона, – еще и памятник, и он практически уничтожен огнем. Это очередное напоминание о том, что все объекты культурного наследия должны быть надежно защищены от пожаров. Однако требования пожарных инспекторов, с одной стороны, а с другой – сотрудников КГИОП, защищающих объект исторического наследия, часто вступают в противоречие, иногда неразрешимое. А у нас в городе огромное число зданий-памятников, необходимо искать алгоритм решения вопроса, – отметил при открытии заседания Дмитрий Шерих, возглавляющий комиссию по общественной безопасности палаты.

По данным КГИОП, в Петербурге 3760 федеральных объектов культурного наследия и 2540 – региональных. При этом 1979 объектов не имеют конкретного пользователя, то есть по сути бесхозны. Конечно, не все из объектов культурного наследия – здания, верстовой столб тоже памятник. И бесхозными такие памятники являются условно: если у объекта пользователь не определен, за его сохранность отвечает районная администрация. Добиться, чтобы у исторического объекта определился пользователь, тоже задача местной власти.

И такие примеры есть. На Васильевском острове долгое время оставалось бесхозным историческое здание фабрики-кухни. Оно разрушалось, инвестора было найти практически невозможно, так как КГИОП отнес к предметам охраны интерьеры здания. В конце концов администрация района добилась, чтобы позиция была смягчена, предметом охраны стали только фасады здания – и сразу нашелся инвестор. Так за счет непростого компромисса был спасен от полного разрушения объект культурного наследия. Следует искать компромиссы и при реализации проектов противопожарной безопасности. У нас многие музеи, театры, образовательные учреждения имеют весьма скудные несовременные системы пожарной охраны. Их надо приводить в порядок, а сотрудники КГИОП должны искать и находить компромиссные решения при диалоге с пожарными инспекторами, – подчеркнул председатель комиссии по культуре Общественной палаты Владимир Гронский.

О том, как часто в нашем городе горят памятники, на заседании сообщил представитель МЧС. За прошлый год в Петербурге произошло более 9 тысяч пожаров, из них в домах – 3700, если же говорить о зданиях-памятниках, то в них было 9 возгораний. В нынешнем году горели 8 объектов культурного наследия. Казалось бы, если сравнить с общими цифрами, памятники горят не так часто. Однако подобная статистика весьма условна, и это показал катастрофический пожар на «Невской мануфактуре», который тушили пять дней. Сегодня восстановление этого здания как памятника под большим вопросом.

В МЧС рассказали, что старинные постройки с их деревянными перекрытиями и внутренними пространствами для дымоходов от печей и каминов особо сложны для обеспечения противопожарной безопасности. Расчетный пожарный риск у таких зданий особенно велик. В МЧС, безусловно, стремятся учитывать требования КГИОП по сохранению исторической идентичности объектов, для них создаются специальные проекты по обеспечению пожарной безопасности – но далеко не всегда это приводит к желаемому результату.

Здание Александринского театра – памятник федерального значения и объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Нам разработали специальную систему противопожарной безопасности, но реализовать проект мы не можем, так как он вступает в противоречие с требованиями по охране объекта культурного наследия со стороны КГИОП. Извините, но у нас даже плитка в туалетах историческая и находится под охраной этого комитета. И как выйти из такого положения? Обсуждение в Общественной палате Петербурга и сделанные здесь выводы дают нам шанс на то, что проблема наконец-то будет решена, – выразила надежду Елена Хрусталева, главный специалист по пожарной безопасности Александринского театра.

Здесь уже говорилось о том, что требования пожарного надзора и требования КГИОП часто вступают в противоречие. Чтобы его устранить, необходимо соответствующим образом составлять конкурсную документацию по проекту внедрения средств пожарной безопасности. Другой момент: рано или поздно противопожарные системы устаревают, их приходится менять – и это дорогостоящее мероприятие тоже нужно увязывать с требованиями КГИОП. Во всем этом нужна совместная, заинтересованная работа двух сторон, – считает Григорий Попов, председатель совета регионального отделения Всероссийского добровольного пожарного общества.

Определить приоритеты – это, пожалуй, главное, чему было посвящено обсуждение проблем пожарной безопасности на объектах культурного наследия.

Есть материальная и историческая ценность памятника, и есть ценность жизни человека. Приоритет здесь кажется очевидным – безопасность человека, – отметил член комиссии по общественной безопасности палаты Петр Шелищ.

Однако безопасность людей нельзя обеспечить без современного противопожарного оснащения объекта культурного наследия. Может ли это делаться в ущерб исторической идентичности памятника? В законодательстве такой нюанс никак не прописан. Необходим профессиональный диалог с участием законодателей и всех заинтересованных сторон. Старт этому диалогу дали в Общественной палате Петербурга.



#пожар #культурное наследие #памятник #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 158 (6996) от 26.08.2021 под заголовком «Пожарные противоречия».


Комментарии