Памятник по случаю. Петербуржцы обеспокоены состоянием дачи Месмахера
«Визажист. Гедонист. Художник. Деятель искусств», - сообщает о себе Рада Русских, купившая осенью прошлого года дачу Месмахера в Шуваловском парке, известную также как «Желтая дача», или «Дом с привидениями». К тому времени как прежний владелец, ВНИИТВЧ, выставил здание на электронные торги, оно пришло уже в крайне плачевное состояние. Институт с радостью отказался от него как от непрофильного актива.
ФОТО АВТОРА
Рада Русских - личность весьма экстравагантная. Живет на несколько городов - Екатеринбург, Уфа, Петербург, но в основном на острове Бали. В одном из своих интервью она заявила: «Меня привлекает сам процесс бизнеса. Сейчас моя цель - уйти от денег к большим деньгам, для меня это несколько миллионов в месяц. Я хочу узнать, насколько далеко я могу зайти... Я могу назвать себя экстремалом в бизнесе - мне интересна сама возможность заработать больше».
Если полистать страничку Рады, наполненную ее фотографиями с достаточно пространными философскими комментариями, то можно найти и снимок, где она запечатлена рядом с «Желтой дачей». Сообщение датировано октябрем прошлого года. «Подписала договор и акт приемки по Даче Месмахера. Прекрасный памятник 1902 г. с приятным адресом: Шуваловский парк строение 13а. Ищу друзей в КГИОП... На данный момент это меценатский жест, потому что куплен он спонтанно и не обдуманно. Необдуманно по последствиям, и куплен из желания отреставрировать и сохранить. Как его монетизировать и окупить реставрацию, я на данный момент не представляю, если вариантов не будет, то открою фонд в поддержку дачи».
Дальше визажист сообщала, что увидела этот лот на одном из интернет-сайтов «ночью при посадке в самолет в Спб, и летела с целью купить антиквариат для нового дома в Уфе. В итоге купила памятник русской готики. Думаю, что дача Месмахера сама выбрала себе меня в хозяйки, и уверенна, что это лучший вариант. Обожаю тайны, мистику и готику» (сохранена орфография подлинника). Кстати, заплатила Рада за покупку дачи семь миллионов рублей: это информация открытая. Начальная цена составляла 4,3 млн рублей с шагом повышения 45 тысяч.
Вообще, по словам Рады, скупка необычной недвижимости - одно из ее увлечений. «Есть опыт реставрации двухэтажного особняка», - сообщает визажист. Однако полуразрушенная дача Месмахера - объект очень непростой. Это объект культурного наследия регионального значения, все действия могут проводиться только под контролем КГИОП.
Еще один персонаж этой истории - московский фотограф Федор Савинцев. «Ну что, первые шаги нового предприятия, - сообщил он на своей страничке в соцсетях в ноябре прошлого года, выложив фотографию здания. - Сейчас ожидаем получения свидетельства и приступаем к работе. Мы пришли к пониманию и алгоритму действий, как будем реставрировать дом. Также на встрече было принято решение об организации благотворительного фонда по сохранению наследия».
С дачей Месмахера пока все не радужно. Понятно, что подготовительная работа небыстрая. Но со времени покупки прошло почти полгода. Крыша дышит на ладан, часть здания уже под угрозой обрушения. Нужны срочные меры, однако никакого движения не происходит. Кроме разве что того, что окна первого этажа заколотили да прикрепили везде надписи: «Частная собственность».
В прежние времена строили, конечно, на совесть, но деревянные здания плохо переносят сырость и влагу. Если не принять срочных мер, следующей зимы дача Месмахера может просто не пережить / ФОТО Александра ДРОЗДОВА
- Понятно, что приобретение такого объекта - это некий знаковый жест, и не сделать с ним ничего или вообще загубить - значит испортить себе репутацию, - считает заместитель председателя петербургского отделения ВООПИиК Александр Кононов. - Вряд ли владелице это надо...
Есть ли у КГИОП какие-то механизмы, чтобы заставить собственника заниматься объектом? Только штрафы, в перспективе - судебное разбирательство. Но подобные истории могут происходить годами. Примеры, увы, есть.
Обеспокоенные градозащитники готовы обращаться во все инстанции. Федор Савинцев возмущается: мол, складывается впечатление «странной активности вокруг частной собственности». И вообще, по его словам, «на данном этапе с домом проводятся все необходимые процедуры, идет взаимодействие с прикрепленным специалистом, готовится комиссия. С домом все будет хорошо».
- В дачу Месмахера надо вкладывать и вкладывать, чтобы не то чтобы двигаться вперед, а хотя бы стоять на месте. Но с ней есть еще одна серьезная проблема, - добавляет Кононов. - Владельцу принадлежит только земля под зданием. Территория вокруг находится в федеральной собственности. Поэтому даже вопросы с установкой будки охраны и забора не самые легкие. Это не единичный подобный случай, когда все размежевано каким-то фантастическим образом... Так что узел земельных и имущественных вопросов очень тяжелый даже для опытного собственника.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 65 (6903) от 14.04.2021 под заголовком «Памятник по случаю».
Комментарии