2Vtzqv4Hz9U

Памяти художницы. Ушла Галина Демьяновна Писарева, художник, скульптор, символ петербургской культуры

Ушла Галина (Геля) Демьяновна Писарева, художник и скульптор, символ подлинной петербургской культуры, которая соединяла традиции и современность, академическую выучку и интерес к новому, была натурой цельной и органичной. Ей буквально на днях исполнился 91 год.

Памяти художницы. Ушла Галина Демьяновна Писарева, художник, скульптор, символ петербургской культуры | ФОТО Kasper Rasmussen on Unsplash

ФОТО Kasper Rasmussen on Unsplash

Счастлив художник, которому удается создать свою вселенную. Геле Писаревой это удалось в полной мере. Ее мир был населен женщинами. Они стирают простыни до сияющей белизны крыльев ангелов, собирают урожай, нянчат детишек… Иногда сами ангелы посещают сельских жительниц. Деревенские сюжеты становятся библейскими.

Писарева родилась в Ленинграде, здесь пережила страшные дни вражеской блокады, позже вспоминала: «Все время хотелось есть». Потом была эвакуация, возвращение в родной город. Учитель рисования заметил способности девочки и посоветовал поступать в Ленинградское художественное училище им. Владимира Серова (ныне Санкт-Петербургское художественное училище им. Николая Рериха). Писарева говорила, что мечтала заниматься живописью, но подруга уговорила пойти лепить. После училища Писарева поступила на факультет скульп­туры Академии художеств, который успешно окончила в 1961 году. Началась профессиональная карьера: участие в выставках, поступление в Союз художников, выполнение скульптур для военных мемориалов и оформление декоративными рельефами общественных зданий в разных городах СССР. Потом было знакомство Писаревой с неофициальным ленинградским искусством, художниками «Арефьевского круга».

В 1990 году она становится участником тогда еще совсем не знаменитого, как сейчас, объединения «Деревня художников» в Шувалово-­Озерках. Там и началось творчество художницы, которое мы знаем сейчас. Профессионализм, помноженный на интерес к народному искусству, в том числе деревянной скульптуре, к древнерусской иконописи и русскому авангарду, позволил Писаревой создавать свою вселенную в картинах, рисунках, скульптуре, объектах и придуманной ей технике коллажа из разноцветных лоскутов, наклеенных на деревянное полено.

Работы Гели Писаревой находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, других государственных и частных коллекциях в России и за рубежом.

В прошлом году в честь 90‑летия Писаревой состоялись ее персональные выставки в Петербурге, Великом Новгороде, Старой Ладоге и Тихвине. Петербургский показ сопровождался выходом большого альбома о Геле Писаревой в серии «Авангард на Неве». На петербургской выставке, отвечая на мой вопрос о секрете творческого долголетия, она заметила: «Работать надо вне зависимости от того, нравится это кому‑то или нет. Нужно жить и радоваться. Так вот просто». И показала на замечательные пейзажи «Тишина», «Озерки», «В Шувалово», жанровые сцены «Белье», «С базара», «Урожай».

В апреле этого года в Музее игрушки открылась выставка Гели Писаревой и ее дочери Наталии «И женщины глядят из‑под руки». Она стала последней прижизненной выставкой старейшины «Деревни художников». Выставка работает по 8 сентября.

Как‑то один искусствовед заметил, что Геля Писарева создавала образы женщин — посредниц «между небом и землей». Добавлю: сама художница была такой посредницей. Без Писаревой постигать смыслы искусства и жизни будет труднее.


#память #художница #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 131 (7707) от 18.07.2024 под заголовком «Памяти художницы».


Комментарии