Памяти Елены Кальницкой: в начале наступившего года ушла из жизни бывший директор «Петергофа»
Во второй день наступившего года ушла из жизни Елена Яковлевна Кальницая, легенда российского музейного мира, которая с 2009‑го по 2022 год служила генеральным директором Государственного музея-заповедника «Петергоф». Именно служила в самом высоком смысле этого слова, сделав знаменитый исторический комплекс фонтанов и дворцов не только местом показа национальных художественных сокровищ, но и музеем-спектаклем, музеем-праздником.
ФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Петергоф»
Теперь ее последняя большая книга, «Театр придворной жизни. Очерки петергофской повседневности», вышедшая весной прошлого года, воспринимается как завещание ученого, руководителя одного из самых посещаемых музеев России, настоящего профессионала в своем трудном деле. Этот 600‑страничный труд стал замечательным примером того, как можно занимательно рассказывать о вещах важных и серьезных; как видеть глубокие смыслы, которые скрываются за блеском позолоченных статуй и сверканием фонтанных струй.
Вспоминаю, с каким трепетом и вдохновением Елена Яковлевна представляла несколько лет назад книги «Петергоф. Век музея» и «Петергоф. Годы войны», созданные научными сотрудниками музея-заповедника, а также свои собственные книги для семейного чтения — «Будь как Петр», «Как воспитать наследника. Петергофский метод», «Парковая азбука Петергофа». Каждое издание становилось итогом кропотливой, часто многолетней работы.
Как‑то в одном интервью Кальницкая вспоминала, с какими мыслями она соглашалась принять руководство «Петергофом» из рук Вадима Валентиновича Знаменова, который проработал в этом музее всю жизнь. У нее было четкое понимание: чтобы завоевать авторитет новых коллег, надо знать все, что связано с этим музеем, от А до Я. А через несколько лет в разговоре со мной Елена Яковлевна заметила: «Я могу успешно руководить большим музейным коллективом, потому что прошла все ступени музейной иерархии, от экскурсовода до генерального директора, знаю, чем дышит любой сотрудник на любой должности, его мотивацию, сильные и слабые стороны».
В юности Кальницкая, дочь доктора технических наук, горного инженера, мечтала о русской филологии, но сначала окончила Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, а потом исторический факультет Ленинградского университета, где окончательно выбрала специальность искусствоведа.
Музейную работу Елена Яковлевна начинала экскурсоводом в Меншиковском дворце Эрмитажа, потом трудилась старшим научным сотрудником в Гатчинском музее-заповеднике.
В 1990 году Кальницкая становится первым руководителем Михайловского (Инженерного) замка, тогда только переданного в ведение Русского музея. В том, что огромное здание с разнообразными, далеко не всегда заботливыми арендаторами постепенно превратилось в роскошный музейный комплекс, огромная заслуга Елены Яковлевны. Книга «Михайловский замок», подготовленная сотрудниками этого отдела Русского музея и выпущенная более 20 лет назад, остается образцовым научно-популярным изданием об этом замечательном памятнике.
С 2009 года профессиональная судьба Кальницкой неразрывно связана с ГМЗ «Петергоф» и его важной частью — дворцово-парковым комплексом «Ораниенбаум». Невозможно даже просто перечислить все ее достижения на этом очень трудном посту. Что вспоминается в первую очередь? Открытие после комплексной реставрации первых залов Китайского дворца, дворца Петра III и Церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме, Екатерининского корпуса в Нижнем парке Петергофа.
Кальницкая собрала команду, которая создала в «Петергофе» новые музеи — «Императорский телеграф» в парке «Александрия», «Картинный дом» в Ораниенбауме, «Петергофские дачники» в Фермерском дворце, детский музейно-образовательный центр «Новая ферма», историко-культурный проект «Государевы потехи». Общее количество музеев в составе ГМЗ «Петергоф» достигло 32. Чтобы помочь туристам ознакомиться с ними, в музее-заповеднике была разработана двухдневная программа для посетителей разных возрастов.
В ГМЗ «Петергоф» стали регулярно проводиться всероссийские научные конференции, в том числе посвященные судьбе заповедника в годы Великой Отечественной войны. Важно помнить: линия обороны Ленинграда проходила по территории Петергофа.
И, конечно, ежегодные праздники фонтанов на Большом каскаде Петергофа! Они проводились и прежде, но именно при Кальницкой стали органично соединять просветительство и развлечение, когда 3D-экраном служит фасад Большого дворца. Так состоялись праздник «Хождение за три моря» — о русских путешественниках от Афанасия Никитина до Юрия Гагарина; мультимедийные шоу, посвященные Екатерине II и советскому кино с участием знаменитой актрисы Любови Орловой, и многие другие. Именно в ходе подготовки этих масштабных событий с участием сотен профессионалов разных специальностей, от сценаристов до видеоинженеров, Кальницкая сформулировала миссию «Петергофа» как музея-праздника, музея-спектакля.
Эта работа была подхвачена соратниками и последователями Елены Яковлевны. Недавний праздник фонтанов назывался «Как читать Петергоф» и был посвящен 300‑летию торжественного показа Петром Великим своей императорской резиденции иностранным послам. В летние месяцы начались фестивали духовых оркестров в Нижнем парке.
Уже после того, как Кальницкая по состоянию здоровья была вынуждена покинуть «Петергоф», были открыты отреставрированные павильон «Катальная горка» в Ораниенбауме и финальные залы Китайского дворца. Эти работы стали лучшей памятью о руководителе музея.
Еще одно воспоминание: когда готовилась программа празднования 350‑летия со дня рождения Петра I, Елена Кальницкая рассказала журналистам, что в собрании ГМЗ «Петергоф» хранится уникальный альбом 1872 года. Он был издан вскоре после празднования 200‑летия со дня рождения царя-реформатора и содержал сведения про картины о свершениях Петра, которые были созданы к юбилею и показаны на Марсовом поле. «Надо напомнить об этом петербуржцам, поддержите идею», — глаза Кальницкой загорелись.
«Санкт-Петербургские ведомости» опубликовали тогда несколько материалов по этой теме, идея была поддержана Русским музеем, где сохранилось несколько картин, а также меценатами. Кальницкая была назначена руководителем проекта «Тридцать картин из жизни Петра Великого», и летом 2022 года на историческом Марсовом поле с большим успехом прошла мультимедийная выставка, придуманная Еленой Яковлевной.
Светлая ей память!
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 1 (7823) от 10.01.2025 под заголовком «Памяти Елены Кальницкой».
Комментарии