Пальто как признак петербуржца. С чего началась и как продолжается мода
Петербург всегда был городом пальто. Когда-то в северной столице массово шили форменные шинели, которые были не только у военных, но и у гражданских чиновников и студентов. Существовала даже примета: если мужчина в пальто, то это петербуржец, а если в шубе — то москвич. Сегодня ситуация не изменилась. Пальто made in St. Petersburg по праву считаются лучшими в России. При этом, чтобы выжить в конкуренции с дешевым ширпотребом из Китая, нашим швейникам самим приходится «выворачиваться наизнанку».
ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС
Муфта с туфлями
Немного истории. После революции из гардеробов российских барышень пропали роскошные соболиные шубки и аристократичные пальто с золотой вышивкой. На смену успешным частным ателье пришли швейные фабрики, нежные меха и кружева уступили место вещам из солдатского сукна и грубой шерсти. Во времена нэпа с разрешением частного предпринимательства в СССР хлынул поток иностранных журналов, и женщины бросились перешивать старые плащи и штурмовки на новый лад. За недостатком нужных материалов на воротники нередко шел даже мех... кошки.
Мода развивалась стремительно. Прямые пальто сменяли удлиненные и расклешенные, со складками сзади. К пальто вплоть до конца 1940-х полагалась большая муфта, в которую помещались не только набор покупок, но и пакет с туфлями, необходимыми для похода в театр.
Затем страну накрыл железный занавес, элегантные наряды остались лишь в гардеробе стиляг, а ношение заграничных платьев могло стоить модникам карьеры. В начале 1950-х в Советском Союзе вновь вводятся строгие стандарты пошива верхней одежды — исключительно по отечественным лекалам. Приветствуются только максимально простые по крою и недорогие модели.
Идеологически выдержанным считалось шерстяное пальто с широкими плечами и крупными накладными карманами, которое полагалось бережно хранить и носить десятилетиями. Допустимым украшательством могла быть баска или каракулевый воротник. Но даже такую одежду в Ленинграде середины 1950-х приобрести было сложно. Несмотря на то что тканей в СССР в это время выпускали немало, швейная промышленность со снабжением граждан модной одеждой не справлялась.
«Динозавры» живее новичков
Сегодня в нашем городе швейных предприятий, специализирующихся на производстве верхней одежды, много. На петербургском рынке также представлена привозная продукция из других регионов России, в первую очередь из Москвы и Подмосковья. Но, как это ни обидно, основную погоду на рынке делают массовые поставки из Китая.
«Продукция петербургских производителей ценится по всей России, — считает гендиректор швейной компании Foksy Наталья Фомина. — Это не просто слова, ведь северная столица исторически является основоположницей и законодательницей мод в сегменте верхней одежды. На крупных международных выставках в Москве в отечественных павильонах 70% занимают петербургские производители».
Однако в главных торговых коридорах города на Неве их продукция практически не представлена. Примерно 70 — 80% нашего одежного ретейла — это Китай. Ошибочно утверждать, что вся китайская одежда некачественная. В этом потоке есть фабричные изделия, сделанные на достойном уровне, но их мало и стоимость у них не совсем демократичная. Но ретейлу, особенно сетевому, выгоднее работать с массовой китайской продукцией из разряда «до первой стирки».
Петербургский швейный рынок можно разделить на две основные группы — предприятия с историей, за плечами которых двадцатилетний опыт, и новые ателье, основанные молодыми предприимчивыми дизайнерами. Любопытно, что если швейные «динозавры» демонстрируют стабильность и чувствуют себя уверенно, то большинство новичков закрываются, не успев открыться.
«Мы на рынке более двадцати лет, — рассказал руководитель швейного производства Veleoz Станислав Семенов. — За это время модернизировали производственные мощности, но принцип работы остался прежним. Какими бы ни были инновационными технологии, они выстраиваются на существующей основе. И если современное швейное производство предполагает максимальную автоматизацию, то мы намеренно делаем ставку на ручной труд и даже лекала точим вручную. Ведь если в компьютерной программе все решает машина, то в ручном режиме с линией лекал можно работать более творчески».
Технология превыше всего
Современные петербургские швейники уделяют большое внимание обработке своих изделий. Технология такова: каждое изделие проходит через парогенератор, причем отпариваются не только швы, но и сам материал. «Мы не просто шьем пальто, мы их «лепим», — подчеркивают мастера. Естественно, что при таком подходе уместно говорить не о количестве, а о качестве изделий на выходе. При этом сегодня появляется много молодых амбициозных дизайнеров, которые смотрят на свою деятельность исключительно как на бизнес. Специалисты старой гвардии придерживаются других принципов. Для них это не бизнес, а образ жизни.
Важная особенность петербургских производителей в том, что при разработке новых моделей они уделяют внимание функциональным деталям, характерным для местного климата. Добиваются того, чтобы капюшоны не спадали с головы при сильном порыве ветра. Укороченные модели снабжают внутренними кулисками для сохранения тепла внизу. Не так давно появились модели с длинными трикотажными манжетами, которые дают возможность отказаться от перчаток и при этом не замерзнуть.
Известный петербургский производитель женской одежды «Помпа» выводит на рынок такие модели, как пальто-трансформеры, пальто с нагревательным элементом, одежду со специальным покрытием, защищающим текстиль от воды и грязи.
Сильный пол не обделен?
Львиная доля рынка верхней одежды заполнена женскими моделями. По мнению швейников, нельзя сказать, что джентльмены в этом плане обделены. Тем не менее купить более-менее оригинальное полупальто, сшитое не на заказ, современным петербургским денди непросто.
«Ассортимент мужской верхней одежды скромнее, чем женской. Дело в том, что спрос на мужское пальто намного меньше, — объяснила консультант «Магазина мужского, молодежного пальто» Татьяна Мишина. — Однако в последнее время все больше производителей — как петербургских, так и московских — берут на себя благородную миссию шить верхнюю одежду для представителей сильной половины. И хотя дефицит мужских плащей по-прежнему существует, ассортимент мужских пальто более-менее сбалансирован».
Тем временем сами представители сильного пола, устав от однообразного ассортимента со спортивным уклоном, представленного в торговых центрах, стали проявлять интерес к более оригинальной продукции. Они с удовольствием выбирают не только классику, но и новые фасоны. «Сегодня петербургские мужчины с удовольствием надевают пальто с капюшоном, которое идеально подходит для нашего климата, — отметила Мишина. — А ведь раньше мужские пальто с капюшоном вообще никто не шил».
«Традиционно созданием верхней одежды для мужчин и женщин занимались разные специалисты, так как у каждого направления своя специфика построения силуэтов, кроя и обработки, — объяснил Станислав Семенов. — Сегодня налицо тенденция упрощения женских и мужских моделей верхней одежды и приведения их к единому формату унисекс. Безусловно, в этом что-то есть, но все-таки традиционный подход к работе более профессионален и результативен на выходе».
Хорошего должно быть много
Что касается размерного ряда, то если десять лет назад на берегах Невы был спрос на женскую одежду от 40-го размера, то сегодня производители начинают шить с 42-го. Спрос на большие размеры с каждым годом становится больше: петербургские дамы поправляются. Но все-таки основная проблема в формировании ассортимента женской верхней одежды, которую ощущают дизайнеры, проявляется в том, что петербурженки сами не знают, чего они хотят.
Еще одна проблема наших швейников — отсутствие отечественных тканей. Шерсть, кашемир, их смесовые вариации приходится импортировать из-за рубежа. Но если раньше ставка делалась на высококачественные ткани из Европы, то сейчас для снижения себестоимости готовых изделий большинство производителей ориентируются на Китай.
«В последнее время европейские ткани стали уж слишком дорогими, — комментирует Семенов. — Более того, многие европейские производители сами используют китайские ткани и подают их под маркой той же Италии».
А вот ценовая политика на петербургском рынке верхней одежды благодаря высокой конкуренции достаточно демократичная. В период распродаж и различных акций неплохое пальто можно купить за 2500 — 3000 рублей. Трудность заключается в том, что найти эти вещи под толстым слоем китайского ширпотреба нелегко. В основном реализация готовой продукции происходит в магазинах при производствах, на тематических ярмарках и выставках.
Важным подспорьем является Интернет, благодаря которому петербургские производители успешно работают с регионами нашей страны, а некоторые и вовсе умудряются реализовывать свои изделия за границу. Это прежде всего Белоруссия и Казахстан. Проявляют интерес к пальто made in St. Petersburg потребители из стран Балтии. У некоторых компаний есть выход и в Западную Европу. Мужские куртки и пальто петербургского производства уезжают в Швецию и Исландию. А женская верхняя одежда, сшитая в Петербурге, пользуется спросом в Финляндии.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (6262) от 05.09.2018 под заголовком «Пальто как признак петербуржца».
Комментарии