По  рельсам на велосипеде?

В Дегтярном переулке хотят разобрать остатки трамвайных рельсов и брусчатки. Общественники просят сохранить пути и превратить их в велосипедно-пешеходную зону: она, как полагают сторонники такого решения, должна понравиться сотрудникам нового делового квартала, в который собирается переехать городское правительство. Но нынешние и будущие обитатели «Невской ратуши» пересаживаться на велосипеды, похоже, не торопятся...

По  рельсам на велосипеде? |

Дегтярный переулок в районе исторических Песков соединяет улицу Моисеенко с Новгородской улицей. Обычно немноголюдный, с невысокими старинными домами (которые отчего-то вечно стоят обшарпанными), он как будто не менялся много десятилетий. Неудивительно, что Дегтярный давно облюбовали кинематографисты.

Пожалуй, самую известную свою роль улочка сыграла в экранизации «Собачьего сердца», изображая уголок послереволюционной Москвы. Фильм начинается с того, как среди грязных сугробов пробирается трамвайчик с темными фигурами людей, висящими на подножках.

Трамваи здесь ходили и в реальной питерской жизни. Как раз позади домов на нечетной стороне переулка располагалось депо - Рождественский трамвайный парк. Он был открыт еще в 1876 году (поначалу из него бегала конка). Трампарк снесли в 2008-м под застройку деловым кварталом «Невская ратуша», куда долгое время собираются перевести часть комитетов городского правительства. К тому моменту трамвайное движение в переулке прекратилось.

Но фрагменты рельсов остаются до сих пор - они то возникают посреди дороги, то прерываются, и так чуть ли не на всем протяжении переулка. Кое-где пути поворачивают с основного хода, образуя съезд - опять-таки в никуда. Среди асфальта между рельсами то тут, то там встречаются островки брусчатки.

Редкие автомобилисты, которых занесло в этот переулок, сбавляют ход, дабы не проколоть колесо торцом рельса. Для многих водителей подобная езда по пересеченной местности становится полной неожиданностью, ведь на популярных интернет-картах трамвайные пути в Дегтярном переулке не обозначены.

Власти Центрального района давно признали: переулок находится в неудовлетворительном состоянии. Отправить рельсы на металлолом собирались еще в 2014 году - к окончанию строительства «Невской ратуши». Но капитальный ремонт улочки все откладывался, и Дегтярный продолжал служить натурой для кинематографа.

Видимо, вдохновившись снятыми здесь фильмами, общественные активисты предложили превратить Дегтярный переулок (а заодно и Дегтярную улицу) в велосипедно-пешеходную зону. «Она наверняка будет популярна», - сказала корреспонденту «Санкт-Петербургских ведомостей» автор задумки Ирина Павлова. По ее мнению, у «Невской ратуши» мало парковочных мест. И, конечно, среди обитателей делового квартала найдется немало желающих прогуляться от площади Восстания на работу пешком или доехать на велосипеде, если это можно будет сделать с комфортом.

Активистке хотелось бы не убирать рельсы, а, наоборот, подчеркнуть трамвайную историю места. Павлова говорит, что именно здесь в 1880 году изобретатель Федор Пироцкий испытал первый электрический трамвай.

Но в городском правительстве от замысла общественников не в восторге. По словам сотрудников Смольного, из переулка нельзя убирать автомобили, поскольку это ухудшит транспортную доступность «Невской ратуши». Напротив, условия движения решили улучшить. И нынешнее лето для рельсов в Дегтярном переулке должно стать последним. Работы по их демонтажу планируют на август и сентябрь, рассказали нашей газете в комитете по развитию транспортной инфраструктуры.

Активисты между тем не отчаиваются: они измерили интенсивность автомобильного трафика в переулке и сейчас монтируют видеоролик, который хотят показать городским чиновникам. Может быть, посмотрев его, те загорятся идеей и помогут сделать улицу пешеходной и велосипедной.

Если сохранять на улице автомобильное движение, неиспользуемые рельсы с нее, конечно, надо убирать. Такое мнение в разговоре с корреспондентом «Санкт-Петербургских ведомостей» высказал профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ Андрей Горев. Необходимость создания велосипедной или пешеходной зоны в таком месте неочевидна и требует обоснований. Крайне сомнительно, что чиновники и бизнесмены, работающие в «Невской ратуше», массово пересядут на велосипеды. Не получится ли так, как на Малой Конюшенной, где создать полноценное общественное пространство до сих не вышло?

#район #исторический #реконструкция

Комментарии