Овидий и старик-каменотес: рассказываем о самом заметном, что происходило на «Тихоновских чтениях»

Более 40 докладов прозвучали на шестой научно-практической конференции «Тихоновские чтения», посвященной сохранению культурного наследия и показу его широкой публике. Мероприятие названо по фамилии Льва Тихонова, одного из создателей Ленинградского отделения ВООПИиК. Чтения проводятся Обществом охраны памятников раз в два года, нынешние были поддержаны Президентским фондом культурных инициатив.

Овидий и старик-каменотес: рассказываем о самом заметном, что происходило на «Тихоновских чтениях» | ФОТО The Climate Reality Project on Unsplash

ФОТО The Climate Reality Project on Unsplash

По традиции в чтениях приняли активное участие научные сотрудники Русского музея. Доклад Ирины Золотинкиной, старшего научного сотрудника ГРМ, «ЦПКиО в печатной графике 1930‑х годов» был посвящен работам из художественного наследия Елизаветы Кругликовой, Лидии Ивановой, Всеволода Войнова и других авторов. Они создавали свои пейзажи в первые годы существования «могучего культурно-просветительского комбината Ленинграда» — так ЦПКиО называли в путеводителях и периодике после открытия парка в 1932 году.

Особое место здесь занимают гравюры художника-графика Дмит­рия Митрохина (1883–1973). На склоне лет он назвал гравюру «Лодочная станция» (1937 г.) одной из десяти своих самых лучших. Притом что создал их сотни. «Столько великолепных аллей и прудов, что работать можно очень долго… хожу, всматриваюсь, выбираю. Бывают дни, когда так и ухожу, не сделав рисунка, потому что разные «гуляки праздные» со всех сторон заглядывали ко мне в рисунок или обращались с вопросами», — пишет он в одном из своих писем.

Митрохин печатал пейзажи с видами ЦПКиО тиражом 4 – 5 экземп­ляров и каждый по‑разному раскрашивал акварелью. Всего в Русском музее хранится 11 мит­рохинских гравюр, изображающих разные уголки Елагина острова. Некоторые постройки тридцатых годов не сохранились, и теперь гравюры являются свидетельствами того времени.

Наталия Соломатина, заведующая сектором рисунка XVIII — начала XX века ГРМ, в своем выступ­лении напомнила об атрибуциях, сделанных Натальей Уваровой, которая много лет работала в отделе рисунка. В 1925 году туда поступил из частного собрания альбом с 220 иллюстрациями к «Метаморфозам» Овидия. Рисунки датируются концом XVIII века и долгое время считались работой Николая Львова, архитектора, поэта, просветителя. Уварова установила, что Львов был инициатором создания этих иллюстраций, автором стал малоизвестный художник Иван Тупылев.

Михаил Мантуров, научный сот­рудник ГРМ, рассказал о проекте ленинградского архитектора и историка русского искусства Владимира Талепоровского, который в тридцатые годы предложил со­единить два здания Русского музея — Михайловский дворец и Корпус Бенуа — небольшой постройкой в стиле высокого классицизма. Эта идея осталась нереализованной: здания соединили переходом только после Великой Отечественной войны.

Подробно рассказал о постройках первых лет XVIII века в Летнем саду археолог Виктор Коренцвит. Анализируя переписку Петра I, документы того времени, в том числе чертежи и рисунки, исследователь установил датировки всех трех летних дворцов. Первый был построен в 1703 – 1705 годах по проекту неизвестного автора, второй появился на его месте в 1708 году по проекту самого царя. В 1711 году здание было перенесено в окрестности Калинкиной деревни, где теперь расположен парк «Екатерингоф». Ныне существующий Летний дворец — третий по счету — построили через год по проекту Доменико Трезини.

В 2023 году исполнилось 255 лет со дня рождения Самсона Суханова, каменотеса, который участвовал в создании Казанского и Исаакиевского соборов, Ростральных колонн и других петербургских построек. Множество материалов о жизни каменотеса сопровождаются порт­ретом кисти Василия Тропинина.

Наталья Столбова, краевед-исследователь, доказывает, однако, что изображен не Суханов. Картина была создана ровно 200 лет назад, в 1823 году, имеет подпись художника и дату. Из переписки Тропинина следует, что в тот год, находясь в Москве, он нарисовал картину «Старик-каменщик». Суханов провел весь 1823 год в Петербурге, разбираясь с долгами и выполняя новые подряды. Эти два персонажа не пересекались, кроме того, без заказа Тропинин не работал над портретами.


#чтения #конференция #доклады

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (7544) от 15.11.2023 под заголовком «Овидий и старик-каменотес».


Комментарии