Отстой в «Пулково»

Современный аэропорт в Петербурге построили, но, как назло, именно с этого времени в авиаперевозках города на Неве начался затяжной спад, который продолжается до сих пор. За счет чего можно преодолеть кризис и как будет встречать «Пулково» участников и гостей чемпионата мира по футболу-2018, обсуждают на международной конференции, проходящей на этой неделе в Университете путей сообщения.

Отстой в «Пулково» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Пассажирский терминал «Пулково», включающий новое здание и реконструированное старое советских времен, обслуживает пассажиров с февраля 2015 года. По иронии судьбы, как раз до этого времени пассажиропоток аэропорта неуклонно рос. В 2014 году он достиг максимальной отметки 14 миллионов 300 тысяч обслуженных клиентов. В 2015-м наступил заметный спад – через аэропорт прошли только 13,5 миллиона пассажиров. Сокращение перевозок продолжается и в нынешнем году.

– Спад связан с ухудшением общей экономической ситуации в стране и мире. В 2016 году эта тенденция продолжилась, – сообщила в своем выступлении на конференции директор СПб ГКУ «Агентство внешнего транспорта» Александра Бахмутская. – За 5 месяцев открыто 6 новых направлений перевозок через аэропорт «Пулково», при этом закрыто 21 направление. Необходимо также отметить, что серьезной грузовой авиагаванью «Пулково» никогда не было и, похоже, не станет. Объем проходящих грузов ничтожно мал по сравнению с пассажиропотоком. Несколько изменить ситуацию могла бы организация в аэропорту мирового почтового центра. Но у «Почты России» нет в планах создания здесь мощных почтовых терминалов.

Другая проблема, считают в Агентстве внешнего транспорта, в том, что город не может оказать существенного влияния на деятельность базовой компании аэропорта – авиакомпании «Россия», поскольку владеет лишь 25%-ным (плюс одна) пакетом ее акций. Как отметила Александра Бахмутская, чтобы успешно решать вопросы, нужно или наконец четко выстроить отношения с «Россией», или формировать другую базовую компанию, или создавать некий пул из нескольких компаний.

Судя по постановке проблемы главой агентства, можно сделать вывод, что пока решения этого вопроса нет и не очень-то предвидится. Впрочем, спад в количестве обслуживаемых пассажиров можно было бы преодолеть одним махом – или шагом: добиться 72-часового безвизового режима для авиатуристов по аналогии с морскими визитерами. Такой законопроект пылится в Государственной думе – и без особых перспектив. В качестве его противников выступают службы безопасности и в какой-то степени миграционные специалисты.

Есть у петербургского аэропорта и третья проблема: авиакомпании считают его слишком дорогим, хотя портовые сборы занимают не более 6% в доле расходов. Тем не менее владельцы воздушных судов утверждают, что суточный отстой их корабля в воздушной гавани Петербурга стоит столько же, сколько перелет туда и обратно.

В связи с этим в Смольном на днях представили Мотивационную программу по предоставлению бонусов авиакомпаниям, выполняющим рейсы по утвержденному стратегическому перечню маршрутов. Этим компаниям будут предоставлены скидки по сборам за взлет, посадку и пользование аэровокзалом. Цель программы – привлечь новых авиаперевозчиков и возвратить тех, кто от нас ушел. Да и с имиджем очень дорогого аэропорта надо бороться.

Прекращению затянувшегося спада в пассажирских перевозках должны поспособствовать два надвигающихся крупных спортивных события – футбольный Кубок конфедераций-2017 и ЧМ-2018. Сам аэропорт готов принять участников и гостей чемпионата, его пропускная способность – 18 миллионов человек в год – сейчас используется лишь на три четверти. Сложнее с транспортной инфраструктурой.

– Подключить аэропорт к городу можно тремя путями: прокладкой линии метро, запуском аэроэкспресса от одного из железнодорожных вокзалов города и строительством линии легкорельсового транспорта (ЛРТ), – считает директор НИПЦ Генерального плана Санкт-Петербурга Юрий Бакей. – Причем, на мой взгляд, нужно последовательно реализовывать все три возможности.

Однако, по расчетам специалистов Центра транспортного развития Санкт-Петербурга, линия метро станет целесообразной лишь в том случае, если годовой оборот аэропорта достигнет 25 миллионов пассажиров в год. Исходя из вышеприведенных цифр, пока нам до этого далеко. Но почему бы не поработать на перспективу?

Впрочем, если говорить в привязке к приближающимся футбольным форумам, то о прокладке линии метро в аэропорт «Пулково» вспоминать точно не стоит. Хорошо было бы достроить ветку метрополитена до Шушар, и уж точно надо ввести к 2018 году новые спортивные станции «Беговая» и «Новокрестовская».

Запуск аэроэкспресса или строительство пути для скоростного трамвая – эти варианты подключения аэропорта к инфраструктуре города выглядят перспективнее.

– Вопрос обсуждается, – отметил директор Центра транспортного планирования Санкт-Петербурга Рубен Тертерян. – По последним прикидкам, отправной точкой для аэроэкспресса может стать Витебский вокзал, а не Балтийский, как ранее планировалось. А линия легкорельсового транспорта, проложенная, скажем, от будущей станции «Дунайский проспект» через анклавы деловой застройки вблизи аэропорта, может иметь достаточный для ее эффективности пассажирооборот.

Однако и тут без неких но не обходится. Запуск аэроэкспресса – это целый комплекс мероприятий, и до лета 2018 года, похоже, с этим мы уже не справимся. Скоростной трамвай отправить в «Пулково» еще можно, но если покопаться в томах прикидок проекта бюджета города на 2017 год, то там такой расходной статьи не найдется. А если денег нет – не будет и трамвая.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 121 (5738) от 07.07.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Битва Петербурга и Ленобласти за выезд из Нового Мурино продолжается
21 Января 2019

Битва Петербурга и Ленобласти за выезд из Нового Мурино продолжается

Проект выезда из жилого комплекса уже готов, но план строительства утвердить пока не могут. Разбираемся, почему.

В Петербурге растет спрос на самостоятельные путешествия
15 Января 2019

В Петербурге растет спрос на самостоятельные путешествия

Гости Северной столицы не стремятся обращаться в турфирмы и экскурсионные бюро.

Ржевка. История забытого края
20 Декабря 2018

Ржевка. История забытого края

Район знал и лучшие времена. Местные жители считают это место самым неблагоустроенным в городе. Здесь есть свои природные красоты, но на содержание их не хватает денег.

Подземные сдвиги. Смольный расставил приоритеты в строительстве метро
17 Декабря 2018

Подземные сдвиги. Смольный расставил приоритеты в строительстве метро

Правительство города утвердило обновленную схему развития «подземки». Одну из линий укоротили, а строительство многих станций отложили.

Музей-квартира Максима Горького столкнулся с трудностями
14 Декабря 2018

Музей-квартира Максима Горького столкнулся с трудностями

Мы узнали, почему задерживается создание музея из квартиры писателя на Кронверкском проспекте, 23.

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба
30 Октября 2018

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок
18 Октября 2018

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок

Мы узнали, из чего состоит Гром-камень.

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»
02 Октября 2018

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»

Судя по всему, в нем торговали сигарами.

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

В Выборгском замке обнаружили загадочный «тайный дом»
06 Сентября 2018

В Выборгском замке обнаружили загадочный «тайный дом»

В ходе археологических работ на южном валу найден один из самых загадочных объектов Замкового острова.