Отстой в «Пулково»

Современный аэропорт в Петербурге построили, но, как назло, именно с этого времени в авиаперевозках города на Неве начался затяжной спад, который продолжается до сих пор. За счет чего можно преодолеть кризис и как будет встречать «Пулково» участников и гостей чемпионата мира по футболу-2018, обсуждают на международной конференции, проходящей на этой неделе в Университете путей сообщения.

Отстой в «Пулково» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Пассажирский терминал «Пулково», включающий новое здание и реконструированное старое советских времен, обслуживает пассажиров с февраля 2015 года. По иронии судьбы, как раз до этого времени пассажиропоток аэропорта неуклонно рос. В 2014 году он достиг максимальной отметки 14 миллионов 300 тысяч обслуженных клиентов. В 2015-м наступил заметный спад – через аэропорт прошли только 13,5 миллиона пассажиров. Сокращение перевозок продолжается и в нынешнем году.

– Спад связан с ухудшением общей экономической ситуации в стране и мире. В 2016 году эта тенденция продолжилась, – сообщила в своем выступлении на конференции директор СПб ГКУ «Агентство внешнего транспорта» Александра Бахмутская. – За 5 месяцев открыто 6 новых направлений перевозок через аэропорт «Пулково», при этом закрыто 21 направление. Необходимо также отметить, что серьезной грузовой авиагаванью «Пулково» никогда не было и, похоже, не станет. Объем проходящих грузов ничтожно мал по сравнению с пассажиропотоком. Несколько изменить ситуацию могла бы организация в аэропорту мирового почтового центра. Но у «Почты России» нет в планах создания здесь мощных почтовых терминалов.

Другая проблема, считают в Агентстве внешнего транспорта, в том, что город не может оказать существенного влияния на деятельность базовой компании аэропорта – авиакомпании «Россия», поскольку владеет лишь 25%-ным (плюс одна) пакетом ее акций. Как отметила Александра Бахмутская, чтобы успешно решать вопросы, нужно или наконец четко выстроить отношения с «Россией», или формировать другую базовую компанию, или создавать некий пул из нескольких компаний.

Судя по постановке проблемы главой агентства, можно сделать вывод, что пока решения этого вопроса нет и не очень-то предвидится. Впрочем, спад в количестве обслуживаемых пассажиров можно было бы преодолеть одним махом – или шагом: добиться 72-часового безвизового режима для авиатуристов по аналогии с морскими визитерами. Такой законопроект пылится в Государственной думе – и без особых перспектив. В качестве его противников выступают службы безопасности и в какой-то степени миграционные специалисты.

Есть у петербургского аэропорта и третья проблема: авиакомпании считают его слишком дорогим, хотя портовые сборы занимают не более 6% в доле расходов. Тем не менее владельцы воздушных судов утверждают, что суточный отстой их корабля в воздушной гавани Петербурга стоит столько же, сколько перелет туда и обратно.

В связи с этим в Смольном на днях представили Мотивационную программу по предоставлению бонусов авиакомпаниям, выполняющим рейсы по утвержденному стратегическому перечню маршрутов. Этим компаниям будут предоставлены скидки по сборам за взлет, посадку и пользование аэровокзалом. Цель программы – привлечь новых авиаперевозчиков и возвратить тех, кто от нас ушел. Да и с имиджем очень дорогого аэропорта надо бороться.

Прекращению затянувшегося спада в пассажирских перевозках должны поспособствовать два надвигающихся крупных спортивных события – футбольный Кубок конфедераций-2017 и ЧМ-2018. Сам аэропорт готов принять участников и гостей чемпионата, его пропускная способность – 18 миллионов человек в год – сейчас используется лишь на три четверти. Сложнее с транспортной инфраструктурой.

– Подключить аэропорт к городу можно тремя путями: прокладкой линии метро, запуском аэроэкспресса от одного из железнодорожных вокзалов города и строительством линии легкорельсового транспорта (ЛРТ), – считает директор НИПЦ Генерального плана Санкт-Петербурга Юрий Бакей. – Причем, на мой взгляд, нужно последовательно реализовывать все три возможности.

Однако, по расчетам специалистов Центра транспортного развития Санкт-Петербурга, линия метро станет целесообразной лишь в том случае, если годовой оборот аэропорта достигнет 25 миллионов пассажиров в год. Исходя из вышеприведенных цифр, пока нам до этого далеко. Но почему бы не поработать на перспективу?

Впрочем, если говорить в привязке к приближающимся футбольным форумам, то о прокладке линии метро в аэропорт «Пулково» вспоминать точно не стоит. Хорошо было бы достроить ветку метрополитена до Шушар, и уж точно надо ввести к 2018 году новые спортивные станции «Беговая» и «Новокрестовская».

Запуск аэроэкспресса или строительство пути для скоростного трамвая – эти варианты подключения аэропорта к инфраструктуре города выглядят перспективнее.

– Вопрос обсуждается, – отметил директор Центра транспортного планирования Санкт-Петербурга Рубен Тертерян. – По последним прикидкам, отправной точкой для аэроэкспресса может стать Витебский вокзал, а не Балтийский, как ранее планировалось. А линия легкорельсового транспорта, проложенная, скажем, от будущей станции «Дунайский проспект» через анклавы деловой застройки вблизи аэропорта, может иметь достаточный для ее эффективности пассажирооборот.

Однако и тут без неких но не обходится. Запуск аэроэкспресса – это целый комплекс мероприятий, и до лета 2018 года, похоже, с этим мы уже не справимся. Скоростной трамвай отправить в «Пулково» еще можно, но если покопаться в томах прикидок проекта бюджета города на 2017 год, то там такой расходной статьи не найдется. А если денег нет – не будет и трамвая.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 121 (5738) от 07.07.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?
13 Июля 2018

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?

Петербуржцы заплатили неведомые майские долги, которые были массово указаны в долговых счетах ВЦКП. Насколько это оказалось законно? Мы разобрались в вопросе.

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...

«Рыба-кит» на Неве возмутила петербуржцев
01 Июня 2018

«Рыба-кит» на Неве возмутила петербуржцев

Напротив парка Бабушкина в Невском районе на днях появилось странное плавучее сооружение, внешне напоминающее рыбу. Петербуржцы крайне негативно отнеслись к появлению этого новшества.

Новая схема метро появилась в вагонах поездов
07 Мая 2018

Новая схема метро появилась в вагонах поездов

Новая схема метро появилась в вагонах поездов на зеленой ветке. В нее включены еще не открывшиеся станции.

Патриарший покой курируют свыше
12 Октября 2017

Патриарший покой курируют свыше

Церковный объект в Пушкине украсят апартаментами

Дыхание футбола
23 Июня 2017

Дыхание футбола

Завтра у сборной России решающий матч Кубка конфедераций - по крайней мере на групповой стадии.

 Как добраться до стадиона
16 Июня 2017

Как добраться до стадиона

Завтра стартует Кубок конфедераций-2017.Комитет по развитию транспортной инфраструктуры разъяснил, каким образом удобнее всего добраться до арены и покинуть ее.

Парк победы капитала
17 Апреля 2017

Парк победы капитала

В Черную книгу Всемирного клуба петербуржцев включен Приморский парк Победы, в Красную книгу - «судебный» квартал и фабрика «Красное знамя». Таковы главные итоги пятничного заседания клубного «кругло...

Чувство острого локтя
05 Апреля 2017

Чувство острого локтя

Федеральные телеканалы любят называть мой город «культурной столицей», и меня это всегда немного забавляло. Но вот после понедельничного взрыва в метро разговоры об особой культуре петербуржцев лично ...

Город прирос Буграми
04 Февраля 2016

Город прирос Буграми

Строительство нового подъезда к Буграм, по всей видимости, откладывается как минимум на три года. Мы уже рассказывали, как на бывших совхозных полях возле этого поселка начинают возводить дома-«мураве...

Верховный суд сменил зодчего
04 Февраля 2016

Верховный суд сменил зодчего

Отстранение архитектора Максима Атаянца от проектирования комплекса зданий Верховного суда и Дворца танца Бориса Эйфмана между набережной Малой Невы и проспектом Добролюбова стали громким скандальным ...

На маршрутке с «Подорожником»
08 Октября 2015

На маршрутке с «Подорожником»

На остановке, прежде чем войти, женщина спрашивает у водителя: «Подорожник» принимаете?». В ответ слышится что-то невнятное.