Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок

Главным событием IV международной конференции «Музей под открытым небом. Стратегия сохранения скульптуры в городской среде», которая состоялась в Музее городской скульптуры, стала специальная сессия, посвященная Гром-камню. Так называют пьедестал для «Медного всадника». Оказалось, что в его истории еще много загадок.

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

На конференции был представлен отчет инициативной группы геологов во главе с Андреем Булахом из СПбГУ и Михаилом Ивановым из Горного университета об изучении Гром-камня, проведенном в 2016 - 2017 годах в лабораториях двух вузов.

Состав Гром-камня: 68% - полевого шпата, 29% - кварца, а также небольшое содержание других минералов, в том числе топаза и порфира. Кристаллы полевого шпата имеют вытянутую форму. Гранит такого типа не встречается в Петербурге. Иную структуру имеет популярный у строителей прошлого гранит «рапакиви». Из него сделаны Александровская колонна и колонны Исаакиевского собора, стенки и тротуары набережных Невы и даже отмостка вокруг пьедестала «Медного всадника».

К «рапакиви» относится и Ольгинский валун, лежащий на берегу залива между поселками Лахта и Ольгино. Поэтому памятный знак, рассказывающий о полулегендарном событии 1724 года - спасении Петром Первым матросов, содержит явную ошибку: Ольгинский валун (на снимке) не являлся частью Гром-камня.

Геологи предполагают, что Гром-камень был «доставлен» ледником в район нынешней Конной Лахты из Скандинавии или Северной Карелии не позднее 11 тысяч лет назад.

Исследование, представленное на конференции, также показало, что постамент «Медного всадника» состоит из четырех, а не трех блоков. Все они происходят из одного валуна и уложены так, чтобы поддерживать прочность конструкции пьедестала. Это подтвердили и геофизические исследования, проведенные осенью 2018 года. Напомним, что пьедестал имеет максимальную высоту 5,2 метра, ширина свайного поля под ним - 15 метров.

Авторы отчета подготовили подробный список исторических, геологических, географических, инженерных вопросов по Гром-камню и Ольгинскому валуну, на которые необходимо найти ответы.

Для начала надо перевести с французского на русский язык и прокомментировать записки капитана Марина Карбури (он же Маривос Карбурис), который в 1768 - 1770 годах руководил доставкой Гром-камня в Петербург. Они были изданы в Льеже в 1778 году.

Необходимо проверить сведения о том, что из осколков Гром-камня изготавливались сувениры - письменные приборы, набалдашники тростей, броши и т. д. Отдельного внимания требует поиск «отполированного куска», который Екатерина II подарила Дидро. Возможно, он хранится в одном из французских естественно-научных музеев.

Для петербурговедения было бы полезным найти точный путь Гром-камня от места его «залегания» до берега Финского залива. Разные источники дают разные варианты. На местности могут сохраняться следы транспортировки - сваи, искусственные углубления, а также остатки пристани. Это же касается Ольгинского валуна, который доставили на берег, раскололи на части (хорошо видны следы шпуров), но по каким-то причинам не вывезли в Петербург.

Наконец, геологи надеются провести полное минералогическое исследование Гром-камня, выяснить его геологический возраст, поискать в Петровском пруду, который образовался на месте выемки гигантского валуна, фрагменты гранита. Эти работы можно провести силами студентов и сотрудников двух вузов по учебным и научным программам. Надо попробовать - и здесь расчет на поддержку коллег из северных стран - найти аналоги Гром-камня.

«Санкт-Петербургские ведомости» следят за судьбой «Медного всадника»... 250 лет. На страницах газеты в 60-е годы XVIII века было опубликовано первое объявление для желающих поставить в российскую столицу валун для пьедестала...

Теперь же мы задали петербургским геологам Андрею Булаху и Михаилу Иванову вопрос, когда они рассчитывают завершить работы по названному плану. Ученые не страдают неоправданным оптимизмом: возможно, это займет годы. На 2019-й намечена публикация «Гром-камень. Новые исследования».

По завершении конференции для ее участников была организована экскурсия к Петровскому пруду, который считается памятником природы, и Ольгинскому валуну. Поход оставил двоякое впечатление. С одной стороны - красивый осенний пейзаж с тихим прудом в лесу и ласковым Финским заливом. С другой - огромная несанкционированная свалка на пути от шоссе к памятнику природы. Граффити на Ольгинском валуне, мусор, оставленный отдыхающими на берегу залива. Там же упражняются в выездке члены соседнего конноспортивного клуба... Разговоры о необходимости защитить это побережье от людей и штормов идут давно, но ситуация лучше не становится. Может быть, создатели «Лахта-центра», который утвердился рядом, позаботятся о здешней природе?

Друзья, мы в сентябре открыли свой интернет-магазин. Теперь можно купить с доставкой по всему миру новые книги нашего издательского дома. А их уже много: первый и второй тома сборников «Наследие. Избранное», сборник очерков «150 дней в Петербурге» от Ильи Стогова. 

И, конечно, «История "Санкт-Петербургских ведомостей" от Петра до Путина», написанная нашим главным редактором Дмитрием Шерихом. Ещё мы продаём подарочные сертификаты на подписку и флешку с записями интересных лекций нашего проекта «Лекторий». Заходите в наш магазин!

#история #скульптура #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 194 (6303) от 18.10.2018 под заголовком «Откуда родом Гром-камень?».


Комментарии