Отчего ветка красная?
В тесноте, да не в обиде. Поговорка хорошая, но не для метро. Однако ехать надо, и народ вынужден втискиваться в переполненный вагон. Считается, что свои возможности по снижению плотности пассажиров в вагонах ГУП «Петербургский метрополитен» исчерпало. Однако специалисты отмечают, что у города есть потенциал в регулировании пассажиропотоков общественного транспорта.
РИСУНОК Виктора БОГОРАДА
«Автово» в часы пик — одна из наиболее напряженных станций красной ветки метро. Может, потому она и «красная», что составы по ней ходят особенно переполненными.
– На других линиях, например, синей и зеленой, ситуация по утрам и вечерам столь же непростая, – не согласилась с моей трактовкой расцветки веток на схеме метро Юлия Шавель, руководитель пресс-службы Петербургского метрополитена. – Строительство станций и прокладка новых линий петербургской подземки значительно отстают от развития города. Очень не хватает дуговой линии. Хотя пассажиропоток в последние годы стабилен: с 2008 года метро перевозит примерно одинаковое число пассажиров – ежедневно 2,3 – 2,5 миллиона человек. При этом количество станций пусть не так быстро, как хотелось бы, но увеличивается.
Однако растет и население города. Менее трех лет назад, в сентябре 2012-го, Петербург отмечал рождение 5-миллионного жителя, а ныне Росстат сообщает, что в северной столице уже 5 миллионов 190 тысяч населения. Понятно, что новорожденные сразу в метро не побегут, но готовиться к росту пассажиропотока надо. Как готовиться, разговор отдельный, об этом чуть ниже, а пока о хитростях, которые придумывают клиенты метро, чтобы влезть в вагон в часы пик.
– Некоторые мои знакомые едут утром сначала в обратную сторону, до конечной станции «Проспект Ветеранов», и там садятся в поезд, – рассказывает Тамара Андреевна, постоянная пассажирка из «Автово». – Но я так не делаю, выхожу загодя и слишком переполненные составы просто пропускаю.
Между тем даже на конечной станции красной ветки пассажиры создают у входа в вагон очередь на сидячие места. Засекают, в каком месте при остановке поезда открываются двери, если перед ними много народу, пропускают людей и ждут следующий состав, чтобы войти первыми. А к «Автово» поезд подходит уже весьма наполненным, хотя здесь тоже много горожан.
– И что же делать людям в такой ситуации? – спрашиваю у представительницы метрополитена на станции «Автово».
– Пассажирам непросто, – соглашается дежурная. – Но метрополитен делает все возможное, чтобы ситуация была не столь критической. Поезда идут с минимально возможным интервалом. Кроме того, в утренние часы пик несколько составов специально направляют в «Автово» прямо из депо, то есть они приходят сюда пустыми, как на конечную станцию. Я знаю, что некоторые пассажиры уже изучили расписание прихода этих поездов и ждут именно их, чтобы войти в вагон спокойно.
Конечно, такая мера для станций, подобных «Автово», полезна, но, наверное, этих поездов не так много, чтобы решить проблему. Вместимость поездов сильно тоже не изменишь, метро рассчитано на эксплуатацию составов определенных габаритов, а, как известно, вагон не резиновый.
– Вместимость обычных вагонов – 308 человек, у составов типа «НеВа», которые поступают на третью, зеленую, ветку метро, – 272 пассажира, а на днях мы получили состав проекта «Юбилейный», там каждый вагон рассчитан на 350 пассажиров. Все новые поезда направляются на третью ветку метро. Не забывайте, что мы готовимся к чемпионату мира по футболу-2018 и именно эта линия примет основную нагрузку по доставке болельщиков к новому стадиону и от него, – пояснила нашей газете Юлия Шавель.
В общем, на красной ветке поезда с большей вместимостью появятся еще очень не скоро. Так что ответ на вопрос, как ее разгрузить, надо еще искать.
– Каждый день вынужден ехать от «Автово» на метро именно в часы пик, – рассказывает Виктор Сергеевич, еще один постоянный пассажир этой станции. – И знаете, что я заметил: даже в это время загрузка поездов разная, некоторые совсем переполненные, а другие не очень. Я проанализировал и понял: это зависит от того, сколько транспорта – автобусов и троллейбусов – подошло в ближайшие пять минут к станции. Вот если бы график их подхода сделать более равномерным, то и напряженность бы, наверное, снизилась.
Виктор Сергеевич смотрит, что называется, в корень проблемы: вопрос переполненности поездов в подземке надо решать наверху. Об этом говорят и специалисты.
– Ситуация непростая, но я считаю, что ГУП «Петербургский метрополитен» справляется с задачей, перевозка пассажиров в нашей подземке организована на хорошем уровне. В Москве положение хуже, как и в некоторых столицах Европы. В Париже, например, тоже не без трудностей, – отмечает директор Института проблем транспорта РАН профессор Олег Белый. – Это не значит, что ситуацию нельзя улучшить. Главная наша проблема – нестыковка одних видов транспорта с другими. Не продумана общая схема транспортных маршрутов. Не предусмотрены параллельные пути, взаимозаменяемость транспортных средств. Если бы они были, то пассажир мог бы выбирать – проехать ему несколько остановок на трамвае или спускаться под землю. У нас же альтернативы нет, и все едут на метро.
Между тем в программах развития транспортной схемы Петербурга есть подпрограмма по проектированию и созданию так называемых ТПУ – транспортно-пересадочных узлов. Сначала были подготовлены предложения по формированию 11 «первоочередных» ТПУ, включая, если говорить о юго-западном направлении, «Балтийскую жемчужину» и «Путиловскую». Были даже, как сообщают специалисты комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), проведены научно-исследовательские работы по «Подпрограмме реализации транспортно-пересадочных узлов в местах соприкосновения города и области». В результате определили теперь уже шесть, но по-прежнему «первоочередных» ТПУ: Девяткино, Кудрово на территории Ленобласти и Рыбацкое, Купчино, Парнас, Шушары — в Петербурге.
«Балтийская жемчужина» и «Путиловская» тоже вроде бы не забыты – по этим узлам, как сообщают в КРТИ, проводятся предпроектные работы с целью «определения необходимых мероприятий по их созданию и определения инвестиционной привлекательности реализации проектов». То есть создание этих ТПУ, впрочем, как и всех других, находится на самом начальном этапе.
Остается заметить, что формирование транспортно-пересадочных узлов новация не последних месяцев. Аббревиатура ТПУ фигурирует в различных документах комитетов Смольного уже года три, но из вороха бумаг на поверхность, то есть в реальность, никак не выберется. А уж когда пассажиры красной ветки почувствуют облегчение от работы этих ТПУ, даже трудно представить.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 089 (5462) от 21.05.2015.
Комментарии