Отчего улица хромает?

«В историческом центре постепенно – спасибо «Газпрому» – меняют мощение и фонари. Гранит, конечно, выглядит надежно и красиво, а вот к дареным фонарям есть вопросы. И первый: почему на Загородном проспекте, на улице Рубинштейна их поставили лишь по одну сторону проезда? Откуда такая однобокость в городе, где важным принципом архитектуры была заложена симметрия?» – интересуется наш читатель А. Муравский.

Отчего улица хромает?  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Главный инженер «Ленсвета» Виталий Смирнов рассказал газете, что все проекты фонарей согласовываются с комитетом по градостроительству и архитектуре. Обсуждается внешний вид и тип оборудования. Что же касается тех улиц, которые благоустраивают по программе «Газпрома», то там есть еще одна инстанция. Дизайн опор согласовывает лично глава газовой корпорации Алексей Миллер. По словам Смирнова, если улица узкая, освещать ее двумя рядами светильников «просто нерентабельно».

В комитете по градостроительству и архитектуре нам рассказали, что при проектировании наружного освещения учитывается не только архитектурный облик города, но и комфорт пешеходов.

При размещении фонарей на тротуарах должен сохраняться проход шириной не менее 1,5 метра – достаточно для прохожих и уборочной техники. «Учитывая, что улицы в районах исторической застройки Петербурга зачастую имеют узкие тротуары, не всегда имеется возможность разместить фонари наружного освещения симметрично по двум сторонам улицы», – отметили в комитете.

Помешать установке фонарей могут, например, выступающие элементы входов, приямки и козырьки, уточнили чиновники.

О дизайне же новых фонарей высказался историк архитектуры доцент Европейского университета в Петербурге Вадим Басс, вместе с которым мы прогулялись по улице Рубинштейна.

На его взгляд, новые фонари – это не самая удачная попытка поиграть с историческими формами. Сами опоры их срисованы с советских, еще довоенных, тех, что еще недавно стояли на Невском проспекте. Горожане постарше наверняка помнят их – солидные, немного имперские, крашенные «серебрянкой». Ленинградские фонари, по его словам, были сделаны людьми старой школы – и в смысле «рисовальных» навыков, и в смысле отношения к классической форме, к декору. Уж если архитектор рисовал лист аканта, например, он знал логику этого листа, знал, как он растет. А здесь – просто набросали чего-то орнаментального «про старый Петербург».

Новые фонари осветили не только улицы, но и проблему художественного качества. Эксперт считает, что необходимо проводить конкурсы на проекты фонарей для исторической части Петербурга. Причем конкурсы максимально открытые, с участием и мэтров, и студентов. И вполне может оказаться, что современные вещи окажутся лучше, чем очередные унылые стилизации.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (5544) от 15.09.2015.


Комментарии