Отчего памятники спрятались?

Благое стремление подарить горожанам новогодний праздник порой приводит к странным эффектам. С одним из авторов нашей газеты – петербургским архитектором Виктором Полищуком мы прогулялись вечером по главным улицам города и оценили оформление некоторых знаковых точек мегаполиса.

Отчего памятники спрятались? | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Как уже писала наша газета, в этот раз Невский проспект украшен «в стиле волшебного зимнего сада». По мысли авторов проекта оформления, фонари должны напоминать стволы деревьев, из которых растут ветки с золотыми яблоками, и на ветвях этих – снегири. Посмотрим, что из всего этого вышло.

Площадь Восстания. Вокруг обелиска «Город-герой Ленинград» фонари увешаны гирляндами. К самому обелиску со всех сторон тянутся какие-то «усы» с фонариками. «Кажется, что монумент может упасть, вот его и укрепили контрфорсами», – говорит Виктор Полищук.

Это, конечно, иллюзия, подпорки гранитному обелиску не нужны. К тому же до самого его тела «усы» не дотягиваются, но это заметно, если хорошо присмотреться. Обелиск освещен обычно, и глаз фокусируется не на памятнике, а на ярких «отростках». Что ни говори, с физиологией не поспоришь.

Светомаскировку – не военную, а эстетическую – можно устроить не только блэкаутом. В мирной жизни можно оставить прежний уровень освещения, но рядом стоящий объект осветить как можно ярче. Мы переходим канал Грибоедова к Дому книги. Смотрим направо – и не видим Спаса-на-Крови. Парадокс – ведь храм украшен художественной подсветкой и должен царить в ночном небе...

Только вся его подсветка «убита» перекинутыми через канал рядами гирлянд. Ближняя к нам гирлянда зрительно заслоняет церковные главки. Следующая – режет вид на Спас пополам, еще две дальние скрывают нижнюю часть здания.

Вглядываясь в перспективу Невского, мы видим аллею из фонарей-«деревьев» вдоль проспекта. Смотрятся они действительно так, как обещали городские власти. А что в волшебном саду не видно шпиля Адмиралтейства – это мелочи. Мы же знаем, что игла с корабликом где-то тут.

На Малой Конюшенной улице ряды книжной ярмарки – хорошее дело! Над ними возвышается мультимедийный экран, на котором без устали транслируют ролики о пользе чтения вперемешку с рекламой. За живой картиной скрывается памятник Николаю Васильевичу Гоголю. Экран выше бронзового классика. Поэтому скульптура полностью закрыта от взгляда прохожего, идущего по самому известному проспекту Петербурга. Как будто мы почему-то стесняемся великого писателя. «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все», – цитирует мой спутник хрестоматийные строки из гоголевской повести, названной так же, как главная улица.

Похожая ситуация с памятником Грибоедову возле ТЮЗа. Вокруг него шумит, сверкая огнями, другая ярмарка – Рождественская. А роль «заслонки» у входа выполняет ярко подсвеченная светодиодами новогодняя елка.

Кстати, о световом оформлении Гороховой улицы, которая и ведет к ярмарке. Этот центральный «луч» Адмиралтейства в отличие от сверкающего Невского погружен в полутьму – лишь полдюжины гирлянд оформители повесили в самом начале этой улицы да несколько в конце, ближе к Загородному проспекту.

...Конечно, праздник – лишь миг, мишура будет убрана. Но ведь есть и гости города, кто-то из них прибыл ненадолго и в него больше не вернется. Какой они запомнят Северную Пальмиру?


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 245 (5616) от 29.12.2015.


Комментарии