От ворот разворот

В понедельник из аппарата вице-губернатора Игоря Албина пришло сообщение, удивившее тех, кто следил за непростой судьбой значимого для города проекта - электрички до «Пулково», которую мы по примеру столицы именуем аэроэкспрессом. Казалось, что все сомнения власти относительно вида будущего транспорта до аэропорта и его трассировки закончились. Объявлен конкурс на право заключения концессионного соглашения о создании и использовании железнодорожной линии на основе ГЧП, в документацию внесен «окончательный» маршрут аэроэкспресса - от Витебского вокзала, 22 марта 2019-го намечено было определить победителя-концессионера. Профильный вице-губернатор выражал надежду, что запустить аэроэкспресс удастся к 2020 году. И тут все опять вернулось к исходной отметке.

От ворот разворот | ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ИНТЕРПРЕСС

Снова на старте

23 ноября на совещании под председательством Игоря Албина (с участием руководителей профильных комитетов, АО «Аэропорт «Пулково» и ООО «Воздушные ворота северной столицы» (ВВСС), Петербургского метрополитена, «Пассажиравтотранса», Центра транспортного планирования и Дирекции по организации дорожного движения) снова начали обдумывать, чему же отдать предпочтение - автобусу, скоростному трамваю, аэроэкспрессу или метро. Итог, о котором сообщила пресс-служба горадминистрации: «В двухнедельный срок будет подготовлена матрица всех возможных вариантов связи города с аэропортом, которую представят на рассмотрение временно исполняющему обязанности губернатора А. Д. Беглову». Вице-губернатор Албин также поручил комитету по инвестициям и ВВСС ускорить работу над корректировкой мастер-плана, определяющего параметры работы аэропорта на перспективу, а комитету по транспорту - заняться обеспечением гарантированного транспортного сообщения с «Пулково» до 2022 - 2023 гг. автобусами. То есть решение транспортной доступности воздушной гавани откладывается как минимум до 2022 года И еще неизвестно, какой вариант теперь выберут власть и ее партнер-инвестор...

Из чего будут выбирать

Сейчас граждан возят в «Пулково» 25 автобусов «Пассажиравтотранса» под номерами 39 и 39Э (с 2015-го - по выделенке от площади Победы). По 500 - 600 тысяч человек ежемесячно, и пока, как мы видим, справляются. Движение по Пулковскому шоссе, случается, притормаживает, но не критично. За январь - октябрь 2018-го автобусами перевезены более 6,1 млн человек.

Прогнозируемый пассажиропоток аэропорта на нынешний год - 18 млн человек, на 2023-й - 25 млн, к далекому 2039-му ожидается рост до 35 млн человек в год, а это уже совсем другие нагрузки на дорожную сеть. Ситуацию очевидно осложнит планируемый ввод в декабре 2019 года скоростной магистрали М11 и строительство города-спутника «Южный». «Это обусловливает необходимость организации альтернативного внеуличного сообщения города с аэропортом», - резюмировали участники совещания.

Внеуличные - это железная дорога (от Витебского либо Балтийского вокзала), скоростной трамвай (от Купчина) или метро (продолжение до аэропорта Кировско-Выборгской линии).

У каждого из этих вариантов свои плюсы и минусы. И каждая из решающих судьбу проекта сторон педалирует на те, которые для нее важнее и интереснее. К сожалению, жители города в этом процессе не задействованы, но это не мешает нам оценить его со своей, потребительской, точки зрения - уровня комфорта, времени и цены проезда.

Железная дорога

Ориентировочная стоимость «железнодорожного» проекта - 25 млрд рублей. Для пассажиров это самый надежный, удобный и быстрый способ доехать до аэропорта. Но и самый, по всей видимости, затратный: стоимость билета за 20 - 25 минут езды будет исчисляться не десятками, а сотнями рублей (ориентировочно - 250 - 350 руб. за билет). Станет ли город компенсировать концессионеру убытки из бюджета, если гражданам это покажется дорого и они «проголосуют ногами» против аэроэкспресса в пользу автобуса (как компенсируют сейчас недополученную прибыль инвестору ЗСД)? Вероятно, нет: известно, что существующий вариант контракта на аэроэкспресс не гарантирует концессионеру фиксированной прибыли, а значит, ему придется завоевывать клиентов в условиях естественной конкуренции (если, конечно, власти не решат ему «помочь», под каким-либо предлогом ограничив работу общественного автотранспорта).

Для приема аэроэкспрессов Финляндский и Ладожский вокзалы не подходят из-за их удаленности от «Пулково». Пропускная способность Московского уже исчерпана «Сапсанами». Остаются Балтийский и Витебский. Оба варианта были просчитаны чиновниками совместно со специалистами ПАО «Ленгипротранс».

Витебский вокзал

Если говорить о нормативной базе, то ближе всего к этапу реализации по-прежнему вариант с электричкой от Витебского: организация пассажирского железнодорожного сообщения этого вокзала с аэропортом предусмотрена генеральным планом. К тому же комитет по инвестициям не отменил, а лишь продлил до 28 ноября сроки подачи заявок на участие в соответствующем конкурсе на право заключения концессионного соглашения. Плюсы, излагаемые Смольным на основе экспертной оценки (в 2009 - 2011 гг. администрация совместно с научными и проектными институтами провела всесторонний анализ вариантов организации рельсовых связей с аэропортом), выглядят убедительно. Нет необходимости в коренной реконструкции существующих станций и перегонов Октябрьской железной дороги. На путях Витебского направления отсутствует грузовое движение, что в перспективе позволит повышать маршрутную скорость электричек. И главное, что понятнее и важнее всего для нас, пассажиров, - близость к Витебскому вокзалу станций разных линий метрополитена: «Пушкинской» первой линии, «Звенигородской» пятой с доступностью железнодорожной станции Купчино возле одноименной платформы второй ветки. К тому же Витебский вокзал находится непосредственно в историческом центре Петербурга, что удобно для гостей и туристов. Из второстепенного: на территории, непосредственно прилегающей к Витебскому вокзалу, уже организовано парковочное пространство и появилось множество коротких и быстрых наземных транспортных связей до большей части исторического центра города.

Минусы, о которых уже говорили железнодорожники: старое здание Витебского вокзала не приспособлено к приему аэроэкспресса и потребует значительной перестройки, чему, безусловно, помешает его статус исторического объекта. Да и путей здесь недостаточно, чтобы наладить ритмичное движение поездов с нужными интервалами. Поэтому в РЖД настаивают на трассировке от Балтийского вокзала, что в корне противоречит мнению Смольного. Каждая из сторон пока стоит на своем.

Балтийский вокзал

Но и трассировка, рассматривавшаяся ранее (с прибытием поездов на Балтийский вокзал), которая была отклонена, как оказалось, не похоронена. Хотя в этом случае потребуется значительная реконструкция действующих железнодорожных станций и перегонов ОЖД. В частности - строительство двух дополнительных главных путей на перегоне Броневая - Санкт-Петербург-Балтийский. Объемы этой реконструкции могут составить около 40% стоимости всех строительно-монтажных работ по проекту. К тому же пассажиров с аэроэкспресса должна будет принять единственная станция «Балтийская», уже сегодня перегруженная в часы пик, как и прилегающие к вокзалу магистрали. Говорят, авиаторы высказывали опасения по поводу возможного отрицательного влияния аэроэкспресса на безопасность полетов: его трасса в этом случае пройдет вблизи глиссадного маяка точной системы захода на посадку воздушных судов. Да и сам район «Балтийской», признаем, не столь приятен и удобен для перемещений: от центра далековато, парковочных пространств практически нет, маршрутная сеть городского транспорта развита слабо.

Скоростной трамвай и метро

Строительство трамвайной линии от станции метро «Купчино» до аэропорта (стоимость 12 - 14 млрд рублей) особенно активно обсуждали с 2014 года. Для людей этот вид транспорта вполне удобный. Не такой быстрый и комфортный, как аэроэкспресс, зато достаточно вместительный, дешевый и с меньшими интервалами движения, что компенсирует вышеперечисленные недостатки. У ЛРТ отсутствует пересечение с улично-дорожной сетью, входы-выходы в вагон не требуют большого времени, а потому его средняя эксплуатационная скорость сопоставима с подземной. Построить трамвайную линию вдвое-втрое дешевле, чем линию метро. Да и туристы больше любят ездить по земле, глядя в окно на город. К тому же скоростной трамвай мог бы подвозить пассажиров лоукостеров до терминала «Пулково-2», способствуя таким образом развитию полезных людям низкобюджетных перелетов.

Самый быстрый, вместительный, надежный и дешевый для потребителей (по сравнению с наземными поездами) транспорт - метро. Его развитие в направлении воздушной гавани действующим генпланом не предусмотрено, зато продление первой Кировско-Выборгской линии до аэропорта после 2025 года заложено в отраслевой схеме развития метрополитена, утвержденной городским правительством в 2011 году (постановление № 836). Откажется ли город от этой идеи при актуализации документа, скоро станет ясно. Вероятность высокая: цена вопроса - 34 - 42 млрд рублей, изыскать столь крупные средства в бюджете города в нынешних условиях и без привлечения денег инвесторов весьма проблематично.

Эксперты транспортной отрасли говорят: чтобы новый участок метро окупался, пассажиропоток на введенной в строй станции должен быть около 50 тыс. человек в час. Для скоростного трамвая оптимальный пассажиропоток - 15 - 20 тысяч. В «Пулково» пока всего около 15 - 18 тысяч в день (и только 11 июля 2018 года был поставлен рекорд - аэропорт обслужил чуть более 74,6 тыс. человек), причем около половины предпочитают ехать на такси.

Какой вид доставки людей до аэропорта вновь выберет Смольный, мы поймем уже в будущем году: вчера стало известно, что сроки конкурса на право концессии вновь перенесены. Прием заявок закончится 30 января, а итоги подведут только 30 мая. В любом случае на что-то придется решаться: без всепогодного скоростного пассажирского транспорта от воздушных ворот до центра Петербурга в будущем не обойтись. Ведь все мы хотим, чтобы воздушная гавань северной столицы поскорее стала настоящим хабом - узловым аэропортом международного уровня и ключевым драйвером роста деловой, туристической, общественной и инвестиционной активности в городе.

#Пулково #транспорт #Смольный

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (6331) от 28.11.2018 под заголовком «От ворот разворот».


Комментарии