От МКАД до КАД: строительство трассы М-11 идет к финишу
Монтаж пролетов моста через реку Ижору завершили в середине марта на трассе М11. Это один из наиболее трудоемких из оставшихся объектов строящейся автомагистрали Санкт-Петербург - Москва. Некоторые участки трассы уже открыты для проезда, а полностью дорога должна быть сдана в эксплуатацию в сентябре нынешнего года. Соединяющая две столицы, она будет платной, а существующая М10 перейдет в ранг ее бесплатного дублера.
ФОТО Валерия ШАРИФУЛИНА/ТАСС
Строительство скоростной автомобильной трассы между Петербургом и Москвой начали в 2010 году и намеревались запустить к ЧМ-2018 по футболу. Однако не успели, новый срок - осень этого года. По окончательным выкладкам, протяженность магистрали составит 669 километров. Начальная и конечная точки - соединения с Московской кольцевой автомобильной дорогой (МКАД) и петербургской КАД.
Наряду с мостом через Ижору развязка автодороги М11 с КАД в Московском районе Петербурга - один из основных возводимых сейчас объектов. В начале года на этой строительной площадке Минтранс провел выездное совещание. Развязка включает четыре съезда общей протяженностью 4 километра 590 метров. За счет нее через КАД и Западный скоростной диаметр будет обеспечена транспортная связь, условно говоря, между Москвой и всеми районами Петербурга. Специалисты заключили, что сооружение находится в высокой степени готовности. Остается завершить обустройство дорожного покрытия, освещения и ограждения. Эти работы проведут с наступлением хорошей погоды - в весенне-летний дорожно-строительный сезон.
Сооружение переправы через Ижору, как и всего прилегающего к Петербургу участка магистрали, также на финишной прямой. Этот мост - самый длинный на последних отрезках строящейся трассы, его протяженность 540 метров, и состоит он из двух раздельных параллельных строений под каждое направление движения. Сейчас на переправе продолжаются работы по монтажу опалубки, армированию и бетонированию плиты проезжей части. На подходах к мосту обустраивают грунтовые стенки, укрепленные арматурой.
Чтобы осенью новую магистраль открыть для движения в полном объеме, контроль за соблюдением графика работ, количеством рабочих и техники на объектах строящейся трассы ведут, как заверяют в государственной компании «Автодор», «в ежесуточном режиме». Между тем ряд участков дороги уже эксплуатируется и отзывы положительные.
- В концепции проекта автомагистрали было заложено, что она не будет проходить по населенным пунктам. Это важно: нет необходимости постоянно снижать скорость при въезде в какой-то город или поселок. Я заехал на М11 в районе Великого Новгорода и беспрепятственно доехал до Московской области. Прогресс по сравнению с существующей трассой ощутим. Правда, эта дорога будет платной, но зато она разгрузит существующую М10. А любой автомобиль, который уйдет на новую магистраль, это минус один из того количества машин, которые двигаются по старой трассе, - оценил преимущества проекта руководитель общественной организации по правам автомобилистов Александр Холодов.
В прошлом году строители открыли четыре участка новой автотрассы для движения. Один из них, протяженностью 50 километров, в Тверской области в обход Торжка. Он соединен с уже действующим участком магистрали в районе Вышнего Волочка. Еще один открытый отрезок дороги - с 15-го по 97-й км в направлении от Москвы до Ямуги. Особенно важен для автомобилистов участок трассы, который огибает Валдайский национальный парк - от Бологого до Окуловки, его протяженность - более 200 километров. Разрешенная максимальная скорость на уже действующих отрезках трассы - от 110 до 130 км/час.
Поблизости от Петербурга пока ни одного участка для движения не открыли. На февраль этого года готовность автомагистрали М11 от Великого Новгорода до Петербурга оценивалась в 75%, на некоторых объектах уже было выполнено 90% работ. Так, практически завершено строительство тоннеля под железнодорожными путями Варшавского направления. Основные конструкции этого подземного перехода сооружены, строители приступили к отделочным работам.
На фоне тоннеля пункт взимания платы за проезд, обустраиваемый перед развязкой с КАД, не столь грандиозное сооружение, но для дороги, строящейся по концессионному соглашению, необходимое. Проектом предусмотрено девять полос движения на въезд и 21 полоса на выезд с платной дороги.
Стоимость проезда по трассе М11 обсуждалась не раз. Последнюю цифру руководитель «Автодора» Вячеслав Петушенко обнародовал в марте 2019 года после открытия магистрали проехать от Москвы до Петербурга можно будет за 2000 рублей. Было подчеркнуто, что речь идет об оплате в будний день и наличными. Если использовать транспондеры или другие программы, то расходы, как утверждают, можно будет сократить почти вдвое.
- Для перевозчиков грузов, как мы понимаем, стоимость проезда будет гораздо дороже, - высказал предположение член комитета общественной организации автоперевозчиков и автовладельцев Игорь Гужва. - И тогда перевозки частным транспортом окупаться не будут. Видимо, большинство будет продолжать ездить по существующей трассе. И все же хорошо, что между столицами появится новая магистраль. Какой-то процент автомобилей в любом случае перейдет на платную дорогу.
Строительство скоростной автотрассы между Москвой и Петербургом продолжается почти 10 лет. А о том, что она необходима, заговорили на 20 лет раньше. В то время между столицами намеревались построить две параллельные скоростные магистрали: автомобильную и железнодорожную. И тогда между двумя мегаполисами появился бы своего рода нынешний Крымский мост - из двух составляющих.
Кстати, проекту высокоскоростной железнодорожной магистрали - ВСМ «Москва - Санкт-Петербург» недавно исполнилось 30 лет. Горожанам этот проект запомнился вырытой у Московского вокзала ямой, якобы под строительство терминала будущей ВСМ. Лишь спустя десятилетие на месте котлована построили помпезную торговую галерею.
- Если говорить о логистике, безусловно, между Петербургом и Москвой были бы полезны и автомобильная, и железнодорожная скоростные магистрали. Будучи директором Института проблем транспорта РАН, в те годы я отстаивал эти проекты. Однако не получилось. Сегодня логично было бы вернуться к проекту ВСМ, разумеется, воплощенному на современном уровне. Запуск «Сапсанов» проблемы высокоскоростной железнодорожной связи между столицами не решает. Скоростные поезда на существующей трассе мешают грузовым перевозкам, движению электричек. Сегодня в стране озаботились строительством высокоскоростных железных дорог. Первым проектом для реализации выбрали сооружение скоростной дороги между Москвой и Нижним Новгородом. А надо было бы начинать с Петербурга, это важнее, - считает руководитель совета по транспортным проблемам Санкт-Петербургского центра РАН Олег Белый.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 055 (6408) от 27.03.2019 под заголовком «От МКАД до КАД полгода».
Комментарии