Отлучили скульптора от «Прометея»
Скандалом может завершиться история с переносом скульптуры «Похищение огня», стоявшей возле кинотеатра «Прометей» на проспекте Просвещения. Автор памятника античному титану опасается, что его произведение могут восстановить не должным образом. Скульптору не дали проконтролировать реставрацию — более того, его даже не приглашают на открытие своего творения.
ФОТО АВТОРА
О судьбе стоявшей на проспекте Просвещения, 80, скульптуры наша газета недавно рассказывала. Весной прошлого года памятник увезли.
Тогда типовой кинотеатр «Прометей» был разобран новыми владельцами. На его месте компания «Герда» сейчас строит торгово-развлекательный комплекс, включающий несколько кинозалов. Зачем решили перенести на другое место скульптуру Прометея, сражающегося с орлом, не совсем понятно. Ведь новый киноцентр, по ранее озвученным планам, сохранит прежнее название.
Тем не менее арт-объект собираются установить в безымянном пока саду, расположенном между улицами Демьяна Бедного и Ольги Форш вдоль проспекта Просвещения. Постамент уже смонтирован (на снимке). Как рассказали «Санкт-Петербургским ведомостям» в администрации Калининского района, завершить монтаж скульптуры планируется до конца нынешнего года.
Между тем есть основания полагать, что состояние памятника вряд ли улучшится после переезда. Как рассказал нашей газете автор «Похищения огня» скульптор Роман Красницкий, композиция была изготовлена в начале 1980-х на ныне не существующем Петрозаводе. С тех пор прошло около тридцати лет. Композиция все это время стояла на проспекте Просвещения — памятнику приходилось выдерживать шквальные ветры, снега и другие причуды петербургской погоды. Красницкий, по его словам, все время боялся, чтобы несущий каркас не проржавел и не устал под нагрузками. Но оценить состояние скульптуры все не было возможности. Лишь недавняя реставрация, которую проводили по заказу инвестора торгового комплекса при переезде скульптуры, позволила это сделать.
Красницкий обращался к руководству «Герды» с просьбой доверить ему авторский надзор за реставрацией. Он был готов приехать ради этого из Германии, где сейчас живет и работает. Но, как говорит, не был услышан. «Вся работа велась без меня», — посетовал автор. Он огорчился, когда открыл «Санкт-Петербургские ведомости» и взглянул на снимок памятника. «На помещенной вами фотографии видна большая вмятина на правом бедре героя. Есть, наверное, и другие следы вандализма», — сказал нам автор «Прометея».
Он попросил тогда реставрационную компанию «Левкас», которая по заказу инвестора занималась памятником, заполнить изнутри нижние части скульптуры эпоксидной смолой со стеклотканью. Это позволило бы защитить тонкую медь от булыжников вандалов. Скульптору неизвестно, последовали ли петербургские коллеги его рекомендации.
Красницкий обратился к главе Калининского района с просьбой прислать ему приглашение хотя бы на открытие скульптуры, но получил отказ.
В компании «Левкас» от комментариев отказались категорически. «Не надо нам звонить. Никаких комментариев по поводу «Прометея» мы не даем», — сказали корреспонденту «СПб ведомостей» в этой мастерской. Там отметили лишь, что выполнили все работы в соответствии с контрактом и передали скульптуру заказчику. В ближайшее время памятник будет установлен.
До компании «Герда» нам дозвониться так и не удалось (в том числе по телефону, указанному на строительном щите). Выводы о том, насколько справедливы опасения автора «Прометея», можно будет сделать после открытия скульптуры.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (5341) от 17.11.2014.
Комментарии