2Vtzqv4Hz9U

От­лу­чи­ли скульптора от «Про­ме­тея»

Скан­да­лом мо­жет за­вер­шить­ся ис­то­рия с пере­но­сом скульп­ту­ры «По­хи­ще­ние ог­ня», сто­яв­шей воз­ле ки­но­те­ат­ра «Про­ме­тей» на про­спек­те Про­све­ще­ния. Ав­тор па­мят­ни­ка анти­чно­му ти­та­ну опа­са­ет­ся, что его про­из­ве­де­ние мо­гут вос­ста­но­вить не до­лжным об­ра­зом. Скульп­то­ру не да­ли про­кон­тро­ли­ро­вать ре­став­ра­цию — бо­лее то­го, его да­же не при­гла­ша­ют на от­кры­тие свое­го тво­ре­ния.

От­лу­чи­ли скульптора от «Про­ме­тея» | ФОТО  АВТОРА

ФОТО АВТОРА

О судь­бе сто­яв­шей на про­спек­те Про­све­ще­ния, 80, скульп­ту­ры на­ша га­зе­та не­дав­но рас­ска­зы­ва­ла. Вес­ной про­шло­го го­да па­мят­ник увез­ли.

Тог­да ти­по­вой ки­но­те­атр «Про­ме­тей» был ра­зо­бран но­вы­ми вла­дель­ца­ми. На его мес­те ком­па­ния «Гер­да» сей­час стро­ит тор­го­во-раз­вле­ка­тель­ный комп­лекс, вклю­чаю­щий не­сколь­ко ки­но­за­лов. За­чем ре­ши­ли пере­не­сти на дру­гое мес­то скульп­ту­ру Про­ме­тея, сра­жа­ю­ще­го­ся с ор­лом, не со­всем по­нят­но. Ведь но­вый ки­но­центр, по ра­нее оз­ву­чен­ным пла­нам, со­хра­нит преж­нее на­зва­ние.

Тем не ме­нее арт-объ­ект со­би­ра­ют­ся ус­та­но­вить в без­ымян­ном по­ка са­ду, рас­по­ло­жен­ном меж­ду ули­ца­ми Де­мья­на Бед­но­го и Оль­ги Форш вдоль про­спек­та Про­све­ще­ния. По­ста­мент уже смон­ти­ро­ван (на сним­ке). Как рас­ска­за­ли «Санкт-Пе­тер­бург­ским ве­до­мос­тям» в ад­ми­ни­стра­ции Ка­ли­нин­ско­го райо­на, за­вер­шить мон­таж скульп­ту­ры пла­ни­ру­ет­ся до кон­ца ны­неш­не­го го­да.

Меж­ду тем есть ос­но­ва­ния по­ла­гать, что со­сто­я­ние па­мят­ни­ка вряд ли улуч­шит­ся после пере­ез­да. Как рас­ска­зал на­шей га­зе­те ав­тор «По­хи­ще­ния ог­ня» скульп­тор Ро­ман Крас­ниц­кий, ком­по­зи­ция бы­ла из­го­тов­ле­на в на­ча­ле 1980-х на ны­не не су­ще­ст­ву­ю­щем Пет­ро­за­во­де. С тех пор про­шло око­ло трид­ца­ти лет. Ком­по­зи­ция все это вре­мя сто­я­ла на про­спек­те Про­све­ще­ния — па­мят­ни­ку при­хо­ди­лось вы­дер­жи­вать шкваль­ные вет­ры, сне­га и дру­гие при­чу­ды пе­тер­бург­ской по­го­ды. Крас­ниц­кий, по его сло­вам, все вре­мя бо­ял­ся, что­бы не­су­щий кар­кас не про­ржа­вел и не ус­тал под на­груз­ка­ми. Но оце­нить со­сто­я­ние скульп­ту­ры все не бы­ло воз­мож­нос­ти. Лишь не­дав­няя ре­став­ра­ция, ко­то­рую про­во­ди­ли по за­ка­зу ин­вес­то­ра тор­го­во­го комп­лек­са при пере­ез­де скульп­ту­ры, по­зво­ли­ла это сде­лать.

Крас­ниц­кий об­ра­щал­ся к ру­ко­вод­ст­ву «Гер­ды» с про­сьбой до­ве­рить ему ав­тор­ский над­зор за ре­став­ра­цией. Он был го­тов при­ехать ра­ди это­го из Гер­ма­нии, где сей­час жи­вет и ра­бо­та­ет. Но, как го­во­рит, не был ус­лы­шан. «Вся ра­бо­та ве­лась без ме­ня», — по­се­то­вал ав­тор. Он огор­чил­ся, ког­да от­крыл «Санкт-Пе­тер­бург­ские ве­до­мос­ти» и взгля­нул на сни­мок па­мят­ни­ка. «На по­ме­щен­ной ва­ми фо­тогра­фии вид­на боль­шая вмя­ти­на на пра­вом бед­ре ге­роя. Есть, на­вер­ное, и дру­гие сле­ды ван­да­лиз­ма», — ска­зал нам ав­тор «Про­ме­тея».

Он по­про­сил тог­да ре­став­ра­ци­он­ную ком­па­нию «Лев­кас», ко­то­рая по за­ка­зу ин­вес­то­ра за­ни­ма­лась па­мят­ни­ком, за­пол­нить из­нут­ри ниж­ние час­ти скульп­ту­ры эпок­сид­ной смо­лой со стек­лот­ка­нью. Это по­зво­ли­ло бы за­щи­тить тон­кую медь от бу­лыж­ни­ков ван­да­лов. Скульп­то­ру не­из­вест­но, пос­ле­до­ва­ли ли пе­тер­бург­ские кол­ле­ги его ре­ко­мен­да­ции.

Крас­ниц­кий об­ра­тил­ся к гла­ве Ка­ли­нин­ско­го райо­на с про­сьбой при­слать ему при­гла­ше­ние хо­тя бы на от­кры­тие скульп­ту­ры, но по­лу­чил от­каз.

В ком­па­нии «Лев­кас» от ком­мен­та­ри­ев от­ка­за­лись ка­те­го­ри­чес­ки. «Не на­до нам зво­нить. Ни­ка­ких ком­мен­та­ри­ев по по­во­ду «Про­ме­тея» мы не да­ем», — ска­за­ли кор­рес­пон­ден­ту «СПб ве­до­мос­тей» в этой мас­тер­ской. Там от­ме­ти­ли лишь, что вы­пол­ни­ли все ра­бо­ты в со­от­вет­ст­вии с кон­трак­том и пере­да­ли скульп­ту­ру за­каз­чи­ку. В бли­жай­шее вре­мя па­мят­ник бу­дет ус­та­нов­лен.

До ком­па­нии «Гер­да» нам до­зво­нить­ся так и не уда­лось (в том чис­ле по те­ле­фо­ну, ука­зан­но­му на стро­итель­ном щи­те). Вы­во­ды о том, на­сколь­ко спра­вед­ли­вы опа­се­ния ав­то­ра «Про­ме­тея», мож­но бу­дет сде­лать после от­кры­тия скульп­ту­ры.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (5341) от 17.11.2014.


Комментарии