«От ширпотреба к искусству». Стеклянное наследие посёлка Дружная Горка
В поселке Дружная Горка Гатчинского района Ленинградской области живет Сергей Павлов. В былые времена он работал на местном стекольном производстве химико-лабораторной посуды, ведущем свою историю от легендарного завода Ритинга. Кроме широко известной продукции мастера этого предприятия создавали и уникальные авторские изделия из стекла — для себя, подарков и в качестве подработки. Благодаря Сергею Николаевичу, который практически по осколкам собирает стеклянную историю поселка, некоторые образцы того времени сохранились.
ФОТО Марии Шерих
Чертики на дне графина
Из общей коллекции выделяются прозрачные графины с цветными фигурками петушков внутри. Когда в такой графин наливается прозрачная жидкость (как правило, водка), фигурка внутри оптически увеличивается — становится ярче и красивее.
Впервые такой графин сделали мастера Дятьковского хрустального завода, принадлежавшего Сергею Ивановичу Мальцову. Рождение этого изделия связано со стеклодувом из Германии по фамилии Петуфф, который умел выдувать графины со стеклянным яблоком на дне. Местные мастера разгадали его секрет и подарили ему узкогорлый графин с пестрым петушком на дне, намекая на его созвучное с фамилией прозвище Петух.
Веселые графины с петухами и курочками были очень популярны в конце ХIX — начале ХХ века. Купцы, а после революции военные и начальство с пафосом выставляли во время застолий графин с петухом. Советский поэт и писатель Константин Ваншенкин в связи с этой традицией даже написал повесть «Графин с петухом».
«Мастера из Дружной Горки были творческими людьми — они придумывали собственные изделия и интерпретировали в своем творчестве популярные идеи, в том числе и эту», — говорит Сергей Павлов.
Техника, в которой изготавливались такие графины, называется «гутной». Название «гута» происходит от немецкого слова, которое обозначает помещение, где расположена стекловаренная печь. Возможно, у термина и другое происхождение — от латинского слова gutta, что означает «капля». В современном значении гута — часть стекольного предприятия, где происходят варка стекла и производство стеклянных изделий.
Сразу из печи мастер на длинную стеклодувную трубку захватывал вязкую раскаленную стеклянную массу, одновременно начинал вращать ее и дуть в нее, формируя изделие. Гутная техника обеспечивает его индивидуальность, потому что стеклодув формирует его на глаз, без форм и калибров. Сначала он из кусочков стекла создает фигурку или композицию. Колбу сосуда мастер выдувал уже после того, как приварит фигурку к его донышку.
Делать художественные изделия из химико-лабораторного стекла намного сложнее, чем из специального стекла для художественных изделий. Лабораторное хотя и обладает повышенной химической и термической стойкостью, но при этом тонкое и хрупкое, специальное же толще и вязкость у него большая.
По аналогии с петухами появлялись графины с лебедями, цветами и даже чертиками — они тоже есть в коллекции Павлова. Пока графин с вином или коньяком полон, прозрачная фигурка сливается с жидкостью. А когда напиток убывает, проявляется стеклянный чертик. Возможно, именно так и вошло в обиход выражение «напиться до чертиков». Чертик внутри графина был полый, но при этом имел небольшое отверстие. Когда графин наполняли спиртным напитком, чертик тоже наполнялся. А после того как графин опустошали, в фигурке оставалось около 40 граммов жидкости — этого хватало на «опохмел» хозяину дома утром. Поэтому такие графинчики называли похмельными.
От ширпотреба до эксклюзива
За несколько лет Сергею Павлову удалось сформировать коллекцию, включающую уникальные предметы, которые охватывают период с конца XIX века по 1980‑е годы.
«Сейчас в моей коллекции около тысячи изделий, каждое из которых имеет свою историю. Среди этих работ есть и бытовые предметы, и декоративные композиции. Хотелось бы, чтобы этот материал сохранился, чтобы его могли увидеть люди», — говорит собиратель.
В числе более ранних экспонатов коллекции — флаконы и пробки для парфюмерии царских времен.
«Особую ценность составляет графин 1905 года и пепельница времен оккупации, — отмечает Павлов. — Немцы, занимавшие тогда поселок, к новогодним праздникам на местном производстве делали такие стеклянные пепельницы в качестве подарков для своих солдат. В 1942 году они были квадратные, в 1943‑м — круглые».
Также в коллекции Павлова есть вещи, сделанные дружногорскими мастерами по программе «Товары широкого потребления», которая реализовывалась на предприятии с 1930‑х годов.
«Это сегодня слово «ширпотреб» приобрело негативное значение. На самом деле товары широкого потребления, выпускаемые различными производствами бывшего Союза, были достаточно качественными», — говорит Сергей Николаевич.
Действительно, кофейники, салатники и селедочницы того времени и сегодня смотрятся эффектно. С 1936 года на заводе Ритинга производили стеклянные елочные игрушки: шары, сосульки, тематические фигурки.
«Выдувальщик — сложная и очень вредная для здоровья профессия, хотя их труд и оплачивался достойно, — говорит Сергей Николаевич. — Что касается сырья, то здешний кварцевый песок был отменного качества, однако с середины 1920‑х годов его добывать перестали, на местных предприятиях произошла «пересменка» материала — сырье стали возить из Луги и других мест. С этого времени качество стекла поменялось, в нем начали появляться пузыри. К сожалению, сегодня от стекольного завода ничего не осталось, и мастеров, которые там когда‑то работали, с каждым годом все меньше».
Стекло народному хозяйству
Сергей Николаевич рассказал и историю завода, который еще в 1800 году основал немец Иоганн Фридрих Ритинг. Последним владельцем производства был внук основателя — Иван Ефимович Ритинг (1835 – 1922).
Одно время завод специализировался на изделиях химической и аптекарской посуды, изготавливал флаконы для духов. Предприятие было известным, а его продукция очень ценилась на внутреннем рынке и за рубежом. На протяжении длительного периода времени завод являлся поставщиком императорского двора, а в 1900 году на Всемирной выставке в Париже он получил высшую награду — золотую медаль.
После революции предприятие было национализировано. В его цехах впервые в стране был налажен выпуск стекловаты, рентгеновских колб, водомерных трубок, стеклянных баллонов для генераторных ламп, специального водомерного стекла для компрессоров, которые использовались на строительстве московского метрополитена. По заданию правительства на заводе выпускали покровные стекла. Впервые в СССР был внедрен в стекольную промышленность материал победит. В 1935‑м запущена в эксплуатацию первая в СССР ванная печь для варки химически и термически стойкого стекла (до этого химическое стекло варилось только в горшковых печах).
Мечты о музее
Свою коллекцию Сергей Павлов хранит дома, по крупицам собирая не только сами изделия и осколки, но и данные об истории завода и поселка. Когда о его стеклянных сокровищах узнали, начали приглашать на мероприятия. Выездные выставки в Гатчинской центральной районной библиотеке имени Пушкина и музее «Дачная столица» вызвали большой интерес у посетителей.
Сейчас стеклянную коллекцию можно увидеть на территории комплексного памятника природы «Саблинский» — там она будет демонстрироваться до осени. Возможно, когда‑нибудь в районе появится и стационарный музей, посвященный актуальной для 47‑го региона «хрупкой теме».
Читайте также:
«Карта» для цифрового штаба: как IT-отрасль преображает жизнь Ленобласти
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 144 (7720) от 06.08.2024 под заголовком «Секреты мастеров из Дружной Горки».
Комментарии