Игра на интерес. Туристы хотят увидеть эксклюзивный Петербург

Подводя итоги первого полугодия, специалисты сферы туризма Северной столицы не скрывают удовлетворения: за этот период гостей в Петербург прибыло на треть больше, чем годом ранее. Да и перспективы позитивны — в 2022‑м вполне может быть преодолен рубеж в миллионов туристов, что в нынешних условиях более чем неплохо.

Игра на интерес. Туристы хотят увидеть эксклюзивный Петербург | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Растем быстрее других

«Наш город является не только туристским магнитом и главной жемчужиной Северо-Запада, но и основой «конструктора путешествий», благодаря которому можно составить программу отдыха любой направленности, реализовав самые смелые идеи», — считает председатель комитета по развитию туризма Петербурга Сергей Корнеев.

По данным исследований одного из профильных агентств, в первом полугодии 2022‑го поток туристов в наш город вырос без малого на 33 %. И это несомненное достижение с учетом того, что из почти 3,7 млн побывавших у нас гостей иностранцев набралось всего около 130 тысяч человек. То есть менее 5 %, тогда как в лучшие времена их насчитывалось до 40 %.

По мнению владельца отеля Юниса Теймурханлы, заменили зарубежных туристов в большинстве случаев жители Москвы и Подмосковья, а также граждане из центральных и южных регионов РФ, способные платить за качественный сервис. «Поскольку дорога в Европу для значительной части россиян оказалась закрыта, ранее отдыхавшие в государствах Старого Света отечественные туристы отправились путешествовать по собственной стране», — отмечает отельер. И глава профильного агентства Юлия Кислова соглашается: на достаточно обеспеченных жителей Москвы и ее окружения приходится до 40 % от числа побывавших в Петербурге внутренних туристов. А прежде доминировавших среди иностранцев китайцев и немцев теперь отчасти замещают туристы из Объединенных Арабских Эмиратов и Катара.

Да, положительные перемены в сфере туризма есть. По словам Юлии Кисловой, гости в среднем стали тратить в Петербурге на 13 % больше денег, чем в первом полугодии 2021‑го. Прибавилось туристов и в гостиницах — примерно на 6 %. А директор по развитию Profi.travel Олеся Олейникова отмечает, что провалившийся в прошлые два года экскурсионный туризм, за счет которого в основном и живет система гостеприимства Северной столицы, стал быстро набирать обороты. И в настоящее время почти выровнялся по популярности с пляжным. «70 % опрошенных упоминают Северо-Западный регион как желанное направление, имеющее образ «поездки мечты» и «эпических» путешествий, — сообщила специалист на Петербургском международном экономическом форуме. — Среди непляжных направлений Петербург лидирует».

Нюансы приема

Вместе с тем было бы неправильно говорить о том, что в системе работающего на прием петербургского туризма все идеально. Не секрет, к примеру, что сфера нашего гостеприимства много теряет на отсутствии иностранцев. И в первую очередь — в деньгах. Да, внутренние гости делают кассу: их траты в Петербурге нынче возросли до 36,5 тыс. рублей за поездку. Но ведь у иностранных туристов этот показатель был примерно в 2,5 раза выше…

И дело тут не только в отсутствии европейцев или американцев — теоретически их могли бы заменить состоятельные туристы с Ближнего Востока и из Юго-Восточной Азии. Но сейчас ситуация такова, что основные сложности создает отсутствие прямой авиаперевозки. Ведь за исключением ОАЭ, Катара и Ирана, куда лайнеры из Петербурга стали летать только с 1 июля, прямого пассажирского авиасообщения с другими перспективными для притока туристов закордонными странами у нас нет. А лететь «на перекладных» хотят не все.

Еще один существенный нюанс состоит в том, что меняются предпочтения гостей. Аналитика показывает: число постояльцев петербургских отелей растет. Однако из всех туристов в гостиницах останавливаются не больше трети, а в так называемых качественных объектах размещения (то есть уровня комфорта 3 – 5*) — лишь каждый седьмой. При этом у друзей и родственников предпочитают заночевать около 44% всех приезжих. Как считают эксперты, это вызвано как тем, что гости хотят на размещении сэкономить, так и тем, что они готовы погрузиться в обычную жизнь петербуржца со всеми ее особенностями.

Ближе к жизни

Интерес к нестандартным, внемузейным вариантам экскурсий действительно быстро растет: по экспертным оценкам, только за последние пару лет этот сегмент вырос в спросе на 30 – 40 %.

«Поскольку турист становится более молодым, легким на подъем и готовым к экспериментам, его чаще интересуют, к примеру, пешие экскурсии «по району», — отмечают специалисты. — Да и сами туры стали другими — путешественники хотят услышать и увидеть что‑то оригинальное, новое, нестандартное».

И такое предложение в Петербурге появляется не только со стороны частных гидов и коммерческих компаний. Например, в эту работу активно включились библиотеки районов города. Так, в Красногвардейском в июне предлагали целый ряд экскурсий, которые вызывают интерес публики. «Три моста — три легенды», «Малая Охта Петрова-Водкина», «Тихие дворики Большой Охты» и другие.

С 15 июня в городе стартовала серия авторских экскурсий «Встреча с хранителем», благодаря которым у гостей появилась уникальная возможность приобщиться к тайнам хранения музейных фондов, увидеть обычно закрытые от посторонних глаз объекты и экспонаты, а также из первых уст узнать об особенностях организации музейного дела. А Музей-квартира Александра Блока запустил фестиваль экскурсий «Прогулки по Коломне», которые проходят по старинному району города между Мойкой, Фонтанкой и Крюковым каналом. Их организаторы уверены: побывать на них туристу стоит хотя бы потому, что малоизвестный гостям район в полной мере позволяет прочувствовать душу Петербурга.

А поскольку перспективы привлечения туристов из‑за рубежа пока неясны и во многом будут зависеть от внешнеполитического фона, в обозримом будущем акцент все равно придется делать на внутреннем туризме. Это значит, что привлекать гостей в Северную столицу нужно не столько дешевизной туров, сколько игрой на интерес: многие потенциальные туристы готовы платить, но хотят получить не ширпотреб, а эксклюзив. И он у города, несомненно, есть. Надо только научиться делать так, чтобы от этого предложения невозможно было отказаться…

#туризм #экскурсии #развитие #стратегия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 131 (7214) от 20.07.2022 под заголовком «От ширпотреба к эксклюзиву».


Комментарии