От парка к баракам: история «Вяземской лавры»
Располагавшаяся в давние времена возле Сенной площади печально знаменитая «Вяземская лавра» была петербургской притчей во языцех. В самом названии этого заведения звучала горькая насмешка: лаврой были мужские монастыри высшего ранга, а здесь, напротив, порядки царили вовсе не монастырские.
ФОТО Youssef Abdelwahab on Unsplash
Многочисленные авторы «бытовых» очерков о Петербурге XIX века, которые воочию видели ужасающий быт «Вяземской лавры», описывали ее в мельчайших подробностях: и торговлю провизией, «добытой из выгребных ям», и площадку во дворе, где тряпичники и «крючочники» разбирают для продажи «всякую дрянь».
Изначально же эту территорию занимал парк, принадлежавший сначала Шереметевым, а потом «миллионщику» Савве Яковлеву. Когда Саввы Яковлевича не стало, дети стали делить его наследство и продали землю по кускам. Часть территории приобрел Александр Егорович Вяземский. Он хотел оставить парк, даже украсить его статуями и фонтанами. Но Вяземский был сослан на Кавказ, а без него парк стали постепенно вырубать и застроили двумя десятками деревянных бараков — между Горсткиным рынком на нынешней улице Ефимова и теперешним Московским проспектом. Обитателями этих бараков стали нищие.
Последний из Вяземских, Леонид Дмитриевич, военачальник, герой Русско-турецкой войны, планировал снести все это безобразие. Но не осуществил своих намерений, поскольку в начале ХХ века оказался в опале после того, как вступился за студентов-бунтовщиков, за что получил «высочайший выговор».
Бараки «Вяземской лавры» простояли до 1930‑х годов. После революции она стала прибежищем бандитского мира. Ликвидировать весь этот «малинник» пришлось чекистам. Лавру срыли под ноль, выкапывая в буквальном смысле фундаменты, поскольку все было завалено нечистотами. На месте бараков устроили образцово-показательный колхозный рынок, который раньше назывался Октябрьским, а теперь Сенной рынок.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 54 (7630) от 26.03.2024 под заголовком «Лавра для нищих».
Комментарии