От общего к высшему. В Северной столице обсудили проект Стратегии развития образования

В Ленинградском областном институте развития образования обсудили проект Стратегии развития образования на период до 2036 года и на перспективу до 2040 года. В мероприятии приняли участие педагоги, руководители образовательных организаций региона всех уровней, представители родительского сообщества и студенты.

От общего к высшему. В Северной столице обсудили проект Стратегии развития образования | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Равнодушных нет

Стратегия развития образования разрабатывается в соответствии с поручением российского президента. В ее создании участвуют представители всех 89 субъектов РФ, более 650 человек. Это эксперты в области образования, руководители учебных заведений, представители науки, профильных некоммерческих организаций, бизнеса и госкорпораций, а также школьники, студенты и их родители. Подготовка документа координируется администрацией президента. На данном этапе он обсуждается с представителями регионов.

В день общественно-профессионального обсуждения стратегии в Ленинградском областном институте развития образования в буквальном смысле яблоку негде было упасть.

«Согласно регистрационному списку, ожидались сто участников, но пришли более 150, — отметила председатель областного комитета общего и профессионального образования Вероника Реброва. — Какими должны быть школы, вузы, система дошкольного образования, волнует всех. Тем более что в разработке новой стратегии развития образования учитываются вызовы современной реальности».

Исходя из того, что проект стратегии состоит из 14 ключевых направлений (от дошкольного образования до воспитания гармонично развитой личности и отдыха школьников), участники сессии распределились на творческие группы по секциям. Они рассмотрели материалы, подготовленные федеральными рабочими группами, которые отражают стоящие перед системой образования вызовы, и предложили свои варианты их решения.

Учителя на карте

Секции «Общее образование» досталось работать с наибольшим количеством вызовов: внешнее идеологическое и социокультурное давление, демографическая яма, цифровой скачок и масштабная цифровизация… Более подробно удалось проработать проблемы перекосов в социокультурной среде и слабой готовности педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

По итогам работы участники секции предложили создать интерактивную карту «Учитель России», направленную на построение вертикальной и горизонтальной системы роста педагога. Еще одна инициатива — дополнить федеральную платформу «Работа.ру» инструментом с условным названием «Мобильный педагог», благодаря которому по одному клику можно было бы выявлять кадровый дефицит регионов с указанием социальных пакетов, которые там предлагаются педагогам.

На секции «Высшее образование» в наработках, представленных федеральной рабочей группой, были выявлены недостатки.

«Дело в том, что федеральная группа в основном состояла из представителей вузов, подведомственных Министерству науки и высшего образования РФ; специалистов медицинских, сельскохозяйственных университетов, а также вузов, подведомственных региональным органам исполнительной власти, там не оказалось, что отразилось на содержании документа, — обратил внимание ректор ЛГУ имени А. С. Пушкина, доктор экономических наук, профессор Григорий Двас. — Еще один перекос, который мы заметили: в федеральной коман­де в основном были представители высокотехнологичных вузов, соответственно, они продвигали предложения, которые интересны их профилю».

Обсуждая ситуацию в системе высшего образования в целом, участники секции отмечали, что в последнее время в вузах практически исчезли потоковые занятия по фундаментальным дисциплинам, предложив не только повысить качество их проведения, но и увеличить количество часов.

«В большинстве случаев потоковые занятия есть только на первом курсе вузов, далее идет специализация и «натаскивание» студентов по компетенциям, — отметил Григорий Двас. — В итоге мы отдельно готовим людей, которые умеют нажимать на правую кнопку, и специалистов по нажиманию левой кнопки. Ни первые, ни вторые не знают общей базы. Без баланса между традиционными и компетентностными подходами в преподавании вряд ли можно чего‑то добиться».

photo_5240029447841770360_y.jpg

ДАННЫЕ Комитета общего и профессионального образования ЛО на начало 2024/2025 учебного года/ФОТО freepik.com/ ИНФОГРАФИКА Ирины ГАБОВОЙ

Критическое мышление вместо запретов

Жаркая дискуссия разгорелась на секции «Психологические аспекты образовательного процесса», посвященной одному из самых молодых направлений нашей педагогики — психологии.

Ее участники отметили рост потребности в психологическом сопровождении всех участников образовательных отношений (учеников, педагогов и родителей) и одновременно недостаточный уровень доверия к нему, слабость сопряжения подготовки и переподготовки психологов в сфере образования с учетом разных целевых групп.

«Психологическое сопровождение и поддержка сегодня чрезвычайно актуальны, а в перспективе они будут востребованы еще больше. Без такой помощи многие люди просто не смогут обойтись», — констатировала заведующая региональным центром психологической помощи несовершеннолетним ЛО кандидат психологических наук Елена Есликова.

«В настоящее время много вузов готовят психологов. Несмотря на то что эта подготовка проходит в рамках стандартов, единой прог­раммы не существует. Я уже не говорю о нормативах с учетом целевых групп», — подтвердил первый проректор ЛГУ им. А. С. Пушкина, доктор психологических наук, профессор Анатолий Маклаков.

Основные идеи, прозвучавшие в обсуждении, — необходимость развития у всех участников образовательных отношений критического мышления и расширение зоны ответственности родителей за своих детей.

«Сейчас превалирует система запретов и блокировок, которую необходимо заменить развитием критического мышления, — подчеркнула Елена Есликова. — Для человека со смартфоном в кармане ограничить весь контент все равно невозможно. Да и сами люди, не исключая педагогов, погружаются в эту тему неохотно, поскольку человек — это существо, которое любит свои иллюзии. Чтобы это изменить, необходима перестройка личности. А начинать этот процесс надо с родителей, с которыми сегодня педагогам работать гораздо сложнее, чем с учениками».

«Пока родители не начнут с уважением относиться к педагогу, результата не будет, — уверена главный специалист аппарата уполномоченного по правам ребенка в ЛО Любовь Агафонова. — К сожалению, кредит доверия к учителю в наше время минимальный. Причин много, в том числе — низкий социальный статус учителя. Чтобы это изменить, необходимы специально-экономические и правовые прог­раммы защищенности и поддержки педагогов, особенно молодых».

О работе с родителями говорили и на секции «Дошкольное образование». Ее участники предложили создать федеральную программу «Образование без границ», включающую курсы по основам семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста, разработать и внедрить на федеральном, региональном и муниципальном уровнях государственную программу сопровождения семей «Детский сад и семья-2040», а также создать центры адаптации для семей мигрантов.

Помимо недоверия к педагогам и психологам свою роль играют и пробелы на уровне образовательной системы в целом. Например, нестыковка некоторых законов с существующими реалиями и то, что выпускники современных вузов не справляются с нынешними детскими кризисами. При этом в условиях кадрового дефицита некоторые организации и вовсе вынуждены брать на работу педагогов без образования.

«Не во всех муниципальных районах Ленинградской области есть психолого-медико-педагогические службы. И, несмотря на то что регион выделяет на эти цели деньги, администрация в этом направлении работает не очень активно», — добавила Любовь Агафонова.

По итогам работы секции «Психологические аспекты образовательного процесса» было предложено внести изменения в Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), добавив в предметные компетенции обучающихся содержательный контент, направленный на развитие критического мышления, ввести в программы подготовки педагогических работников модуль по развитию критического мышления и осознанности. А также максимизировать возможность онлайн-коммуникаций учителя и ученика, не исключая разработки гибких цифровых образовательных ресурсов, на базе которых возможно обучать безопасным способом.

К слову, цифровизации была посвящена отдельная секция, на которой представители педагогического сообщества говорили о необходимости формирования понятия «цифровая грамотность» и принятия его на федеральном уровне, с определением целей и задач этого процесса.

Кроме того, участники этой сессии настаивают на проведении независимого качественного и количественного исследования цифровых навыков у участников образовательного процесса и предлагают перевести начало обучения информатике на ступень начальной школы. Также на обсуждении неоднократно звучала мысль о внедрении в систему образования стандартизированного курса для детей (особенно младшеклассников) по искусственному интеллекту: «Мы не должны бороться с тем, что пришло в нашу жизнь, мы должны это возглавить».

Кино как средство воспитания

Не менее важной темой стал отдых и оздоровление детей. Участники этой тематической секции, обсуждая проблему нехватки лагерей для детского отдыха, сошлись во мнении, что для ее решения необходима федеральная программа модернизации инфраструктуры для отдыха и оздоровления детей. При этом ставку стоит делать не на строительство новых объектов, а на реновацию и модернизацию уже существующих, а также на использование современных быстровозводимых модульных зданий и развитие государственно-частного партнерства для создания лагерей при крупных предприятиях. Коснулись и болезненных проблем подготовки вожатых и медицинского обслуживания лагерей.

Неожиданно был поднят вопрос о необходимости проведения информационной кампании по созданию положительного образа организаций отдыха и оздоровления с помощью киноиндустрии.

«Известные фильмы про детские лагеря «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Каникулы строгого режима» — хорошие с точки зрения кинематографии, но они несут негативный контент, составляя в общественном сознании образ лагеря, в который поехать захотят не все», — высказали свое мнение участники этой тематической группы.

Про сотрудничество педагогики с киноиндустрией говорили и на секции «Воспитание гармонически развитой личности». Было предложено создать системный проект киноуроков для учащихся и родителей по аналогии с инновационной системой воспитания «Киноуроки в школах России и мира», включающей детские короткометражные фильмы о справедливости, искренности, чувстве долга и других духовно-нравственных понятиях.

Педагоги особо подчеркнули, что воспитание должно проходить с использованием искренних эмоций, но в условиях бюрократической нагрузки это не всегда получается. Количество запросов на мероприятия воспитательной направленности, адресованных учителям, с каждым годом растет в геометрической прогрессии, однако времени на их реализацию нет. Как следствие — педагоги подходят к этому формально.

В финале мероприятия Вероника Реброва сообщила, что все сформулированные в ходе дискуссий предложения будут отправлены в Министерство образования РФ и учтены в окончательном варианте общей стратегии. Текст проекта ее концепции должен быть представлен к 1 марта 2025 года. В мае он будет утвержден.

А профессор кафедры управления Ленинградского областного института развития образования доктор педагогических наук Алексей Каменский, подводя итоги, напомнил об опыте выдающихся педагогов Василия Сухомлинского и Антона Макаренко: «Я заметил, что в трудах этих великих педагогов одно из наиболее часто употребляемых слов — радость. Это говорит о многом. На мой взгляд, наша миссия сегодня — научить детей доставлять радость не только себе, но и другим людям».

Читайте также:

Агломерация в масштабах федерального округа. В Петербурге прошли «Назаровские чтения»

Умники и умницы. Какие результаты показали юные петербуржцы на олимпиадах 2024 года


#круглый стол #педагоги #система образования

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 12 (7834) от 27.01.2025 под заголовком «От общего к высшему».


Комментарии