От матроса до инженера. В судостроительной отрасли заняты около 60 тысяч петербуржцев
В настоящее время в Северной столице действуют более 40 предприятий и организаций судостроительной отрасли, на которых в общей сложности заняты около 60 тысяч человек. Нехватка кадров ощущается на всех квалификационных уровнях — отраслевым производствам и разработчикам недостает как основного персонала, так и представителей многих вспомогательных профессий, без которых построить современный боевой корабль или рыболовецкий сейнер уже невозможно.
ФОТО Сергея МАЛЬГАВКО/ТАСС
Стабильность гарантирована
В целом по отрасли речь идет о нехватке не менее 5 тысяч специалистов. Большая часть вакансий сосредоточена на крупных производственных предприятиях.
Смотрим, к примеру, перечень тех, кто требуется на «Адмиралтейских верфях». Для рабочих актуальны 83 кадровые позиции с возможностью принять на каждую из них по несколько человек. Должности — от матроса, боцмана и портного до разных специализаций слесарей, токарей, электриков и сварщиков. Зарплата — от 50 до 200 тыс. рублей. Наибольшую предлагают операторам по управлению станками с ПУ и сборщикам корпусов металлических судов. Но и все остальные деньгами не обижены — заработная плата большинства представителей основных производственных профессий стартует от 100 тыс. рублей в месяц. В списке кадровых позиций для ИТР — 73 должности для инженеров, конструкторов, технологов, цеховых мастеров и т. д. И хотя здесь уровень заработков пониже (стартует от тех же 50 тыс. рублей), предваряющая цифру приставка «от» вселяет надежду на то, что предусмотрены и доплаты. Не говоря уже о том, что в предоставляемый работникам предприятия соцпакет входят заводские базы отдыха на Карельском перешейке, детский оздоровительный лагерь в Сиверском и услуги в одном из лучших в городе медицинских центров.
«Персональщиков» объявили в розыск: хорошо платить готовы только опытным и креативнымПримерно таков же расклад и на других крупных предприятиях отрасли. На Балтийском заводе желающим предлагают занять десятки вакансий рабочих и ИТР со вполне достойной оплатой труда. Можно пойти и учеником сварщика, к примеру. Во время ученичества платить будут не так много (52 тыс. рублей в виде стипендии), зато потом доход может вырасти кратно. Правда, в этом случае придется подписать договор, согласно которому на предприятии надо отработать два года. В свою очередь на «Северной верфи» наверняка будут рады представителям всех основных кораблестроительных специальностей, а также разных других. Аналогичная ситуация на Невском судостроительно-судоремонтном и Средне-Невском судостроительном заводе, а также на десятках других предприятий, относящихся к отрасли, — везде вакансий полно, а заработки обещают большие и стабильные.
Превратить в систему
Для того чтобы снизить остроту проблемы дефицита квалифицированных кадров, в отрасли стараются действовать превентивно. И еще в 2023‑м в рамках проекта «Профессионалитет» в городе с помощью властей создали образовательно-производственный кластер «Судостроение», в состав которого сейчас входят три профильных колледжа и Морская техническая академия имени адмирала Д. Н. Сенявина.
Объемы приема студентов в них растут: если в 2024‑м учебные заведения кластера приняли на обучение по судостроительному профилю около 700 человек, в этом за счет ввода в строй нового корпуса колледжа судостроения к ним добавятся еще 450 будущих специалистов. «По всем направлениям подготовки, включая судостроение, наше учебное заведение гарантирует трудоустройство», — сообщила директор Колледжа судостроения, информационных и прикладных технологий Марина Добрякова. Причем долго адаптировать выпускников к рабочему месту не приходится: обучение проходит на таком же оборудовании, что имеется на предприятиях отрасли, а программа наставничества на производстве позволяет «внедрить» новичков в трудовой коллектив в самые короткие сроки. В Петербурге уже работают 27 ориентированных на судостроение инженерных классов в школах, прием в колледжах по судостроительным профессиям увеличен почти на 10 %, а 17 вузов города готовят около 27 тыс. человек по различным профильным направлениям, так что многие сегодняшние вакансии могут быть закрыты. Однако процесс быстрым все же не будет — из‑за растущих объемов производства увеличиваются и потребности отрасли в персонале.
Квалификация прежде всего
«Одной из главных причин нехватки кадров в судостроении является то, что отрасли нужны работники высокого уровня квалификации, — считает независимый рекрутер Светлана Клейменова. — Если в целом на петербургском рынке труда наибольшая количественная потребность ощущается в курьерах, продавцах, дворниках и т. д., здесь в первую очередь речь идет о сотрудниках с профильным образованием не ниже среднего специального».
Ситуация осложняется и тем, что грамотные специалисты основных производственных профессий высоко востребованы и в других «кораблестроительных» российских регионах (в Мурманской, Архангельской и Нижегородской областях, на Дальнем Востоке), доходы там могут предлагать и большие, чем в Петербурге, а высококвалифицированным профессионалам готовы помочь с переездом и обустройством на новом месте.
Как ни крути, сказывается и конкуренция между профессиями — нынешняя молодежь не слишком жалует рабочие специальности судостроения, поскольку сравнимые доходы можно получать, не вылезая из‑за компьютерного стола. А тут надо по‑настоящему работать в цехах или на стапеле. В любую погоду… Однако есть и явные плюсы: подавляющая часть петербургских предприятий судостроительной отрасли загружена заказами на много лет вперед, что позволяет вдолгую планировать жизнь и быть уверенным в будущем.

ИСТОЧНИК интернет-сайты предприятий судостроения/ФОТО freepik.com/ИНФОГРАФИКА Ирины ГАБОВОЙ
Читайте также:
Меньше начальников, больше официантов. Почему туриндустрии не хватает специалистов?
Измерять и прогнозировать: менеджеры по маркетингу требуются в любом бизнесе
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 141 (7963) от 05.08.2025 под заголовком «От матроса до инженера».




Комментарии