Остолбление
Топоры в садово-парковом хозяйстве города не в моде. Хотя на ликвидацию деревьев-угроз выдают порубочный билет, руки специалистов давно привычны не к топорам, а к пилам.
С их помощью уже начали предвесеннюю обрезку крон и уничтожение пней. Между прочим, садовники утверждают, что правильное обрезание – верный курс на омоложение «растительного организма».
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Сразу несколько бригад обрезчиков на площади Победы забрались на днях на сучья деревьев, что покрепче. Работа велась споро, ветки летели веером. Потом их собрали в одну кучу и вывезли. А деревья остались ждать весну в обновленном виде. Чем-то эта стрижка напоминала давнишний мужской полубокс – крона как голова выглядит вполне оформленной, но несколько оголенной.
В садово-парковом искусстве, а иначе эту деятельность не назовешь, разделяют три вида обрезки. Делают ее, пока деревья еще не проснулись после зимы, то есть до начала движения соков в стволах и ветках. Одна из обрезок – формовочная, и ее в этом сезоне собираются сделать четырем тысячам деревьев. Их кронам придают форму кубов и прямоугольников, шаров или колонн. С наступлением весны эти геометрические фигуры обрастут листочками и будут радовать глаз своей ухоженностью. Из деревьев формовочную обрезку делают чаще всего липам и ясеням.
Другая обрезка – санитарная, самая массовая, ей подвергнут 26 тысяч деревьев и почти полмиллиона кустарников. Специалисты срежут высохшие, поломанные и больные ветки. Одновременно с этим такие парки, как при усадьбе Орловых-Денисовых, «Сосновка», на Богатырском проспекте, зеленые зоны на Приморском шоссе, в Курортном и других районах, очищают от зарослей кустарников и мелколесья. Всего «сорных» кустарников собираются удалить на площади 111 гектаров.
– Но есть еще третий вид обрезки – омолаживающая. В этом году подлежит устранить признаки старения у 2 тысяч деревьев и 12 тысяч кустарников, – рассказали нашей газете в городском комитете по благоустройству. – Растения обретают здоровый вид, получают новые силы для восстановления и развития.
К омолаживающей обрезке относят и «остолбление» тополей, оказывается, есть такой термин у садовых дизайнеров – не очень благозвучный, зато точный. Дерево практически полностью обкарнывают, на стволе видны лишь остатки сучьев. В результате «парусность» кроны – еще один термин, но уже из морской науки – уменьшается, и оно перестает быть деревом-угрозой при штормовом ветре. Зато весной ствол выпускает много свежих боковых побегов, и в течение двух лет на тополе вырастет новая крона – свежая и молодая.
Поработав на площади Победы, переехали в безымянный сквер у дома # 178 по Московскому проспекту. Здесь уже была вывешена анонсирующая табличка, сообщающая, что по этому адресу предстоит «валка деревьев». Слово «валка», конечно, в контексте проводимой операции звучало сильно, но не слишком точно. Засохшее дерево не валили как корабельную ель в лесу, а опиливали по частям. Так, чтобы оно не рухнуло всей своей тяжестью на тротуар или какую-либо припаркованную поблизости машину. Все сделали чисто и аккуратно, без особых шума и пыли.
А вот стружка была. Оставшиеся пни от спиленных сейчас и ранее деревьев ликвидировали с помощью пнедробилки. Машина довольно любопытная, хотя и не слишком производительная. С помощью специальных насадок выступающие из земли остатки дерева постепенно обтачивают и дробят. При этом оператору (а как иначе назвать человека, тягающего эту малую механизацию) приходилось все время заглядывать – то справа, то слева, как работают ножи, поскольку мотор у машинки расположен сверху и не позволяет следить за процессом.
В итоге засохшие и больные, пораженные голландской болезнью вязов, деревья спилили. Пни тоже раздробили. В общем, валку стволов в сквере завершили. Теперь парк встретит весну без деревьев-угроз, и жителям района будет приятно по нему прогуляться. Тем более что ближе к лету здесь наверняка еще высадят какие-либо цветочки.
План по высадке цветов на нынешнюю весну в комитете по благоустройству уже сверстали – город украсят 8 миллионов бутонов и бутончиков. Сейчас цветочки, пока еще в виде рассады, пестуют в тепличных хозяйствах. Норма для каждого цветовода – просмотреть и поправить 5 тысяч «малышей» в день. Первые из них, особо любимые горожанами анютины глазки появятся на улицах города лишь в апреле. Растения нежные, и высаживать их в открытый грунт до окончания заморозков нет никакого смысла.
А в мае в особо приметных местах города – парках и на площадях – расцветут тюльпаны. 640 тысяч луковиц высадили еще в октябре-ноябре прошлого года. Но только во второй половине весны росточки пробьются из грунта, чтобы спустя несколько недель заполнить клумбы яркими цветами.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 031 (5648) от 24.02.2016.
Комментарии