Особняк Нестора Кайгородова может лишиться статуса памятника

Соответствующую рекомендацию недавно дала историко-культурная экспертиза. С таким вердиктом согласны далеко не все, ведь в «спальном» Лесном до наших дней остались буквально крупицы дореволюционной застройки. Особняк располагается на проспекте Тореза, 29.

Особняк Нестора Кайгородова может лишиться статуса памятника  | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Лесным принято называть территорию между Светлановской площадью и площадью Мужества. А все потому, что здесь находится комплекс Лесного института. Он перебрался сюда в начале XIX века из Царского Села. Уже спустя четверть столетия институту понадобились деньги, и он принялся распродавать свои земли под загородные дома. Так и появился Лесной, в ту пору дачный поселок.

Где‑то в 1960‑х годах территорию отдали под «спальный» район. Типовые пятиэтажки и точки хотя и расположили с сохранением дореволюционной планировочной структуры, где главной улицей остался 2‑й Муринский проспект, но о пригородном обаянии с тех пор уже можно было забыть. И все же дореволюционные постройки в Лесном остаются, пусть и в небольшом количестве. «Санкт-Петербургские ведомости» в нынешнем году рассказывали о капитальном ремонте двух из них — дачи Данилевского на Малой Объездной улице («Обед подадут на даче», номер от 6.02.2025) и доме Забелиной на 2‑м Муринском («Следствие ремонта», номер от 3.09.2025).

Один из осколков старины, которым гордятся лесновцы, находится на проспекте Тореза, 29. Строго говоря (если верить официальному топонимическому реестру), это уже не Лесной, а исторический район Сос­новка — граница между ними проходит как раз по проспекту. Этот двухэтажный особнячок был построен, предположительно, в конце XIX века. С 1905‑го по 1917 год в нем жил со своей семьей Нестор Кайгородов, родной брат более известного жителя Лесного Дмитрия Кайгородова. С 1990‑х годов особняк находится в ведении Госавтоинспекции. С подачи автора этих строк КГИОП провел историко-культурное исследование и в 2023 году включил дом в перечень выявленных памятников архитектуры. В основу решения было положено мнение совета по сохранению культурного наследия, пояснял комитет: «Совет [дал положительную рекомендацию], учитывая, что особняк — один из немногих сохранившихся дореволюционных объектов в Лесном, а на его территорию не распространяются режимы зон охраны».

«Выявленный» статус временный. По закону, после его присвоения необходимо провести уже более фундаментальное исследование — историко-культурную экспертизу, чтобы та провела дополнительное изучение истории и рекомендовала повысить статус до памятника регионального значения или снять с охраны вовсе. И КГИОП в лице подведомственной дирекции так и поступил. Экспертизу доверили Максиму Филиповичу, одному из самых частых авторов таких изысканий.

И он действительно глубоко изучил материалы, подняв многие дореволюционные и советские документы. Но сделал вывод, который не все любители старины поддержат. По мнению Филиповича, «по причине отсутствия в архивах материалов, которые достоверно позволяют оценить степень сохранности объекта, невозможно оценить объем перестроек относительно периода завершения строительства». При этом эксперт утверждает, что «в здании не сохранились какие‑либо элементы архитектурной отделки интерьеров и исторической объемно-планировочной структуры за исключением местоположения капитальных стен».

«Интерьеры полностью отсутствуют. Внешне здание не обладает уникальной архитектурной выразительностью и обликом», — заключает Максим Филипович и советует снять особняк Кайгородова с охраны. Впрочем, при этом он «рекомендует [здание] к сохранению как элемент городской среды и элемент, формирующий фронт застройки проспекта Тореза».

Один из членов совета по сохранению культурного наследия, исполнительный директор Международного благотворительного фонда имени Д. С. Лихачева Александр Кобак не согласился с мнением коллеги. Свою позицию он пояснил «Санкт-Петербургским ведомостям»: «Особняк Нестора Кайгородова, на мой взгляд, вполне достоин включения в число памятников. В Лесном сохранилось всего несколько особняков начала XX века, когда прежний дачный пригород стал превращаться в «Петербургский Кембридж». Особняки Дмитрия Кайгородова, Котлова, Данилевского, Тахтарева уже взяты под охрану как региональные памятники. В этом ряду стоит и особняк Нестора Кайгородова. Это одно из немногих «мест памяти» старого Лесного».

По мнению Кобака, генерал-лейтенант Нестор Кайгородов, старший брат знаменитого ученого-фенолога Дмитрия Кайгородова, жившего неподалеку, сам по себе является приметной исторической фигурой: «Иногда отмечают, что неправильно называть этот дом «особняком Нестора Кайгородова», ибо он не был его владельцем, а только снимал там квартиру. Но это условность — вполне допустимо называть дом не по имени его владельца, а по имени наиболее известного жильца, в данном случае — крупного военного деятеля и лесновского благотворителя».

Что касается мнения автора экспертизы, дескать, здание «не обладает уникальной архитектурной выразительностью и обликом», то Александр Кобак и тут не соглашается: «По своей архитектуре это вполне добротная постройка начала XX века (хотя имени архитектора мы не знаем), напоминающая профессорские дома в парке Лесотехнической академии».

Читайте также: 

В Сосновом Бору открылась благоустроенная общественная территория на Парковой улице

Один из пяти сохранившихся хлебных амбаров Александро-Невской лавры реконструировали под пекарню


#здание #памятник #экспертиза

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 175 (7997) от 22.09.2025 под заголовком «Место памяти старого Лесного».


Комментарии