Оргнабор пойдет по континентам. На рынке труда Петербурга ощущается определенный кадровый голод

Эксперты связывают его не только со сложившейся в стране демографической ситуацией, но и с некоторым оттоком иностранной рабочей силы — выходцев из стран СНГ. Дефицит рабочих рук наблюдается во многих отраслях, но наиболее ощутимо — в строительстве, торговле, аграрном производстве и медицине. Улучшить ситуацию, по мнению специалистов сферы занятости, может организованный набор трудовых ресурсов из дальнего зарубежья и прежде всего из стран — членов БРИКС+. Однако организовать миграционные потоки в Россию из Африки или Индии не так просто.

Оргнабор пойдет по континентам. На рынке труда Петербурга ощущается определенный кадровый голод | ФОТО Headway on Unsplash

ФОТО Headway on Unsplash

Про африканцев и африканеров

По данным петербургского комитета по экономической политике и стратегическому планированию на конец сентября 2023 года, пот­ребность в работниках, заявленная работодателями через единую цифровую платформу «Работа в России», составила 56 тысяч вакансий. Доля вакантных рабочих мест по рабочим профессиям — 62 %.

Наибольшее количество вакансий заявлено организациями сфер ЖКХ, транспортировки и хранения, производства, оптовой и розничной торговли, строительства и социальных услуг. До недавнего времени немалую часть этих вакансий с успехом закрывали мигранты из ближнего зарубежья, но сегодня ситуация изменилась.

— Ежегодно порядка 400 тысяч иностранных граждан приезжают в наш регион для работы, — отметил в своем выступлении на «круг­лом столе» «Привлечение трудовых ресурсов в РФ из стран — участниц БРИКС» (он прошел в Петербурге в рамках Международного муниципального форума БРИКС+) директор регионального Центра трудовых ресурсов Алексей Чистяков. — В основном это граждане из стран СНГ: 65 % — выходцы из Узбекистана и 20 % — из Таджикистана. Но сейчас наблюдается их отток. Дело в том, что эти государства в последнее время активно развиваются. В итоге сегодня в Узбекистане можно заработать столько же, сколько в России. Соответственно, узбекам приезжать на заработки в нашу страну теперь бессмысленно.

В то же время возможностью потрудиться в России начали интересоваться жители стран дальнего зарубежья. Уже есть опыт такого сотрудничества с Индией и Китаем, налаживаются связи с Африкой. К примеру, в начале 2024 года лидер Кении сообщил, что планирует отправить в Россию 10 тысяч граждан для их трудоустройства в медицинской, сельскохозяйственной и строительной отраслях. А прошлой осенью в Тверской области возле деревни Поречье Бологовского района торжественно заложили первый камень так называемой афродеревни для африканеров, решивших эмигрировать в Россию. Как пояснил генеральный представитель Африканского международного конгресса в РФ, ректор Евразийского международного университета Константин Клименко, речь идет о европейских фермерах, которые в свое время поселились в Африке, — европейцах-бурах, или африканерах. Планируется, что в нашей стране они будут заниматься сельским хозяйством. Пилотный проект афродеревни стартует в Московской и Тверской областях и в случае успеха будет распространен на другие субъекты. Программа рассчитана на пять лет, за это время в России могут обосноваться около трех тысяч переселенцев с семьями, создав порядка тридцати таких колоний. Что из этой затеи получится, узнаем в ближайшие годы. Но опыт подсказывает, что процесс будет непростым.

Когда партнер — залог успеха

— Полноценному взаимодействию России со странами дальнего зарубежья мешает множество проблем, — предупреждает Алексей Чистяков. — В том числе есть сложности в оформлении разрешительных документов. Да и перечень неквотируемых профессий для привлечения иностранных работников, прибывающих в РФ на основании визы, даже в новом приказе Минтруда и социальной защиты, к сожалению, небольшой.

Елена Сорока, управляющий партнер специализирующегося на привлечении трудовых ресурсов из стран дальнего зарубежья оператора, отметила, что посредники, с которыми приходится сотрудничать в этих странах, не всегда в полной мере выполняют свои обязательства. И это тоже проблема.

— Принимающая сторона тратит серьезные средства на транспортировку мигрантов, их проживание и питание, оформление пакета разрешительной документации (он, заметим, намного сложнее, чем для представителей стран ближнего зарубежья), а в итоге получает некомпетентных людей, которые не могут и не хотят работать, — поделилась Сорока. — На данном этапе у нас есть идея создания миграционных городков с местами для проживания и адаптационными центрами, на их базе люди смогут проходить тестирование для определения квалификации и обучение. Но, чтобы вкладывать деньги в такие структуры, необходимо наладить связи с понятными партнерами в готовых к сотрудничеству странах.

HR-директор крупной торговой сети магазинов Татьяна Юркевич подтвердила, что ее компания готова платить трудовым мигрантам из дальнего зарубежья достойную зарплату и обеспечивать социальную поддержку, включая страхование жизни.

— Но только при условии, что это будут долгосрочные партнеры, которые хотят трудиться на благо нашей компании и страны, — подчеркнула она.

— Чтобы не было накладок при наборе персонала в Индии, важно найти правильных партнеров-пос­редников, — поддержала вышесказанное президент Международного форума БРИКС Ананд Пурнима (Индия). — Но для этого коллегам в России необходимо знать нашу страну. В этом случае у них будет понимание, в каком конкретно городе искать посредников и по каким критериям их выбирать. В идеале — выстроить двусторонние прозрачные и доверительные взаимоотношения, создав единую общую базу вакансий/соискателей для стран БРИКС+. Еще один требующий решения вопрос — платежные механизмы. Было бы неплохо, если бы страны БРИКС+ имели общую валюту.

Но прежде всего, по мнению экспертов, необходимы изменения в российском миграционном законодательстве. Четкое требование в Трудовом кодексе об оформлении трудовых отношений только с официальным трудоустройством решило бы многие проблемы. И в данном случае необязательно изобретать велосипед — достаточно изучить мировой опыт стран, где эта система успешно работает.

— Граждане Узбекистана и Таджикистана приезжают к нам в режиме, не требующем получения визы, и оформляют патенты, — отметила Елена Сорока. — В итоге нередко складывается ситуация, когда миг­рант неделю трудится у одного работодателя, вторую — у другого, третью нигде не работает, а через месяц превращается в нелегала. С «визовыми» иностранцами такой проблемы быть не должно, их приезд подразумевает наличие конкретной принимающей стороны. Так что если гражданин другой страны решит поменять работодателя, ему придется получать новое приглашение и приезжать заново.

Создать среду доверия

У мигрантов из стран дальнего зарубежья в отношении России ожидания могут быть завышенными, и это тоже проблема.

— Наши граждане видят в России возможности личного и профессионального развития, — говорит Ананд Пурнима. — Сейчас между Россией и Индией налажен культурный обмен, развивается научное сотрудничество, есть инициативы в области бизнеса. Для этого мы работаем над упрощением визового режима, обеспечением языкового сопровождения. Мы ценим меры поддержки, которые Россия оказывает нашей молодежи в рамках образовательных программ. Но хотелось бы, чтобы иностранные студенты не только получали образование в России, но и могли здесь трудоустроиться. А значит, стоит развивать целевое обучение. Сейчас для этого очень хорошая ситуация, и в наших молодых талантливых специалистах, обладающих навыками в IT-технологиях, инженерных отраслях, фармацевтике и сельском хозяйстве, есть потребность.

При этом многие жители названных стран практически ничего не знают о России, не говоря о ее культуре, законодательстве и языке (главный плюс мигрантов из стран СНГ именно в том, что у них эти знания есть).

— Некоторые граждане нашего континента ничего не знают о возможности работы в России, более того, под влиянием медиа они порой дезинформированы, — под­черкнул амбассадор Международного муниципального форума БРИКС+ Сулейман Диалло Тьерно (Гвинея). — Я сам только когда в 2015 году приехал в Россию, понял, какая эта страна на самом деле. Таких, как я, много, поэтому, чтобы стимулировать привлечение трудовых ресурсов из нашего региона, необходима не только их материальная мотивация и социальные преференции. В первую очередь нужно создать среду доверия, чтобы дать понять людям, что Россия — это открытая страна возможностей.


#кадры #дефицит #работа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 16 (7592) от 30.01.2024 под заголовком «Оргнабор пойдет по континентам».


Комментарии