Опасный бульон

Экологи и общественники встретились на днях, чтобы в очередной раз обсудить плачевное состояние полигона «Красный Бор». Вообще-то планировался диалог с властью... Тем более что время встречи согласовали с руководством комитета по природопользованию и охране окружающей среды (КПООС). Однако его представители так и не явились на эту встречу, сославшись на занятость. При этом выбор технологии для утилизации токсичных отходов происходит за закрытыми дверями комитета.

Опасный бульон | ФОТО Lightspirit/shutterstock.com

ФОТО Lightspirit/shutterstock.com

Напомним, на территории 73 гектара накоплено около 2 миллионов тонн опасных отходов. Пять карт-котлованов площадью 5,7 га открыты, из-за чего регулярно обводняются: по подсчетам экологов, в них попадает ежегодно не менее 30 тысяч тонн дождевой воды, которая смешивается с ядовитым содержимым карт. Уровень повышается во время оттепели. Экологи и общественники с января не устают бить тревогу: ядовитая жижа выливается из карт, кольцевой канал по периметру полигона переполнен токсичными стоками. Чиновники же призывают к спокойствию: опасность чрезвычайной ситуации на полигоне, по их мнению, ликвидирована.

– Содержимое канала ручьем выливается в придорожную канаву. Только дорога является барьером для выхода зараженных токсинами отходов с кольцевого канала. До перелива через шандору осталось 15 сантиметров, мы регулярно делаем замеры, – рассказывает глава Тельмановского сельского поселения Юрий Кваша. – В последнее время директору полигона пришлось в срочном порядке без проектной документации дополнительно выстраивать обваловку, чтобы критические 15 сантиметров не были пройдены. При этом канал полностью не замкнут, в юго-восточной части есть разрыв. И уклон этого магистрального канала идет в сторону Ижоры и Невы...

Новое руководство полигона делает все в меру своих возможностей. Так, зимой сотрудники выявили схемы незаконных сбросов токсичных веществ из котлованов, которые при старом руководстве перетоком выливались в соседний лес, и демонтировали их. Однако на полигоне нет нужного оборудования, чтобы бороться с обводнением. Работают только ливневые очистные сооружения, рассчитанные на почти 15 тонн дождевой и талой воды в месяц. По словам специалистов, это только половина того, что нужно очищать.

Экологический активист Виктория Маркова считает: критическая ситуация на полигоне связана с длительным непринятием мер чиновниками, в том числе и руководством профильного комитета.

– На протяжении последних двух лет подрядчиками были недобросовестно выполнены контракты по госзакупкам, а комитетом по природопользованию и предыдущим руководством полигона выделены и перечислены деньги, подписаны акты о приемке работ, – объясняет Маркова.

И приводит примеры. По ее словам, на ремонт обваловки карт выделили 23 млн рублей, но она осыпалась на следующий же год, когда не истекли еще гарантированные обязательства. В результате Ростехнадзор прошлой осенью отозвал у полигона декларацию безопасности гидротехнического сооружения. За 34 млн рублей построили два новых резервных котлована, которые тоже осыпались, не прошло и года. Сейчас в этом разбирается прокуратура, которая уже выявила хищения в размере более 17 млн рублей. Очистные сооружения, на которые выделили 10 миллионов рублей, не были запущены вовремя.

– И это лишь те контракты, которые связаны с текущей критической ситуацией! – сетует Маркова. – При вступлении нового главы полигона в должность был проведен аудит. Результаты: 901 миллион рублей неподтвержденных платежей. Документы сейчас находятся в Тосненской городской прокуратуре...

Эксперты, представляющие позицию Ленобласти по этому вопросу, считают, что необходимо навсегда запретить прием опасных отходов и придать полигону статус рекультивируемого объекта. Область в силу ограниченности юрисдикции над полигоном сделать этого не может. Это должен был сделать Петербург. И, видимо, запросить помощь у федералов, поскольку рекультивация объекта такого масштаба – дело федерального бюджета.

Сегодня в Петербурге и области образуется до 12 тысяч тонн отходов I – II классов в год: предприятия научились перерабатывать такие отходы на местах их образования. Большинство этих предприятий уже перезаключили договоры. Поэтому закрытие полигона не приведет к новой экологической катастрофе, когда опасные отходы будут выбрасывать где попало. На одном из заседаний экологической комиссии ЗакСа тогдашний природоохранный прокурор Юлия Пыхтырева докладывала: «В условиях отсутствия лицензии у полигона «Красный Бор» только 10% из проверенных превентивно предприятий допустили нарушения, что свидетельствует о несколько надуманной проблеме размещения опасных отходов».

Со своей стороны, экологи и общественники возмущены тем, что выбор технологии для утилизации накопленных токсинов происходит за закрытыми дверями комитета по природопользованию. И можно ли принимать какие-либо решения по этому вопросу, если у накопленных отходов до сих пор нет паспортов?.. Какая конкретно химия находится на территории полигона – неизвестно.

– Видимо, по оценке экспертов, не существует единой технологии для ликвидации того «бульона», который сегодня находится на полигоне, – считает руководитель Санкт-Петербургской ассоциации рециклинга Всеволод Хмыров. – И ликвидировать его необходимо в рамках проведения научно-исследовательских и даже опытно-конструкторских работ. Кроме того, должно быть принято решение о мониторинге не менее загрязненных опасными отходами территорий за пределами «Красного Бора». Конечно же, полигон серьезно влияет на здоровье людей. Но насколько? Сегодня таких исследовательских работ нет. Поэтому мы должны, не нагнетая ажиотаж, найти решения.

По словам Хмырова, проблема с обводнением на полигоне преувеличена: ввод в строй хоть и маломощных, но очистных ливневых сооружений сделал свое дело. Катастрофический сброс опасных отходов за пределы полигона приостановлен, что и подтвердила межведомственная комиссия.

На недавнем совещании в КПООС с участием представителей комитетов финансов, имущественных отношений и юридического решали вопрос организационно-правовой формы полигона «Красный Бор». Специалисты сошлись во мнении, что его необходимо преобразовать из государственного унитарного предприятия в государственное бюджетное учреждение. Что позволит на основании сметы прописать в бюджете сумму на содержание полигона. И это то самое решение, которого несколько лет добивались экологи и общественники.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 041 (5658) от 11.03.2016.


Комментарии