Он мог стать Невским. Со дня открытия Благовещенского моста – 170 лет
21 ноября отмечают круглую дату – 170 лет со дня открытия первого постоянного моста Петербурга – Благовещенского. Полтора столетия назад он назывался Николаевским, а в советское время носил имя Лейтенанта Шмидта. Сегодня в Музее мостов (Мучной переулок, 2) открывается посвященная юбиляру выставка.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Первый арочный мост города был построен в 1843 – 1850 годах по проекту известного петербургского архитектора Станислава Кербедзы. Переправа открыла новую страницу в истории столицы России, став первой постоянной через Неву. Соединив Васильевский остров и Английскую набережную, мост положил конец мучениям островитян, для которых прежде основная часть города была чем-то вроде далекой «большой земли». До этого через Неву прокладывались только наплавные мосты из понтонов, которые страдали от наводнений, резких колебаний уровня воды, ледоходов и ветра.
Идея построить надежный мост из чугуна принадлежала императору Николаю I. 18 ноября 1842 года он подписал указ о строительстве переправы, которой петербуржцы пользуются до сих пор. На сегодняшний день это единственный мост на Неве, фундамент которого выполнен из деревянных свай. Сначала мост хотели назвать Невским, но затем придумали другое имя – Благовещенский, по названию Благовещенской церкви, снесенной в 1929 году, и одноименной ей площади, ныне площадь Труда. После кончины Николая I в 1855 году мост стал называться Николаевским. В ноябре 1918-го он был переименован большевиками в мост Лейтенанта Шмидта в память о руководителе восстания на крейсере «Очаков» в 1905 году. И лишь 14 августа 2007 года мосту было возвращено название Благовещенский.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
К первой трети XX века, после появления крупнотоннажных судов, возникла необходимость в реконструкции переправы. Разводной пролет моста был наименьшим среди других разводных мостов через Неву, к тому же он располагался непосредственно у правого берега. Кроме того, из-за несовершенства механической части разводного пролета проводка судов совершалась чрезвычайно медленно. В процессе перестройки мост был расширен, разводной пролет у правого берега ликвидирован, а новый, шириной 42 метра, устроен посреди моста. Подъем крыльев при разводке моста теперь производят за 55 секунд вместо 30 – 40 минут в старом варианте. Опоры старого моста в основном были сохранены, а чугунные арочные пролетные сооружения заменены балочными цельносварными конструкциями. Последняя же реконструкция Благовещенского моста проведена в 2007 году. Открывали его после реконструкции с участием праправнучки автора проекта переправы Станислава Кербедзы.
– Накануне юбилейной даты, 20 ноября, в Музее мостов в Мучном переулке, 2, откроется выставка, посвященная истории первого постоянного моста Петербурга, – рассказал нашей газете представитель «Мостотреста» Владимир Головашов. – Жемчужиной коллекции музея является действующая модель крайних пролетов Благовещенского моста с механизмами его разводной части. Изготовление модели велось в модельных мастерских Института инженеров путей сообщения и длилось 12 лет – в полтора раза дольше, чем постройка самого сооружения. На новой выставке публике впервые будет представлен уникальный панорамный снимок «Николаевский мост в Санкт-Петербурге», который датируется 1875 – 1876 годами. По технике исполнения это альбуминовая фотография, кроме всего прочего она отражает применение новых для XIX столетия технологий в фотопечати.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (6810) от 20.11.2020 под заголовком «Он мог стать Невским».
Комментарии