Охраняется госпремией? Существование лучших образцов ленинградской архитектуры – под угрозой
Скандал, вызванный желанием инвесторов заменить реконструкцию Петербургского СКК, о которой было много разговоров во время ПМЭФ-2018, на полный снос здания и строительство на его месте хоккейной «Арены» по проекту, выбранному на безальтернативной основе, снова напомнил об острой проблеме сохранения лучших образцов советской архитектуры послевоенного времени.
Так в 2012 году сносили Речной вокзал на пр. Обуховской Обороны. ФОТО Сергея ВДОВИНА/ИНТЕРПРЕСС
В наступающем 2019 году будет печальный юбилей: 10 лет назад Союз архитекторов Петербурга впервые составил список зданий последних десятилетий, которые, по мнению профессионального сообщества, необходимо включить в охранные списки. По закону, такие постройки должны быть старше 40 лет. Иными словами, на тот период верхняя временная планка находилась на отметке «1969 год». Архитекторы, понимая, что процесс включения в памятники, мягко говоря, не быстрый (одна историко-культурная экспертиза чего стоит), составили список с большим запасом. Они предложили включить в него 21 здание, которые были построены в 1957 - 1987 годах. Важно было обозначить ценность тех произведений советских архитекторов - Александра Жука, Сергея Сперанского, Валентина Каменского, Николая Баранова, Владимира Попова и других зодчих, которые определяют облик современного Петербурга. Удачно дополняют его «строгий, стройный вид», сложившийся за два предыдущих века.
В том списке были аэровокзал «Пулково», Морской вокзал, жилые дома на Свердловской набережной, БКЗ «Октябрьский», ТЮЗ, ансамбль площади Победы, Морская академия в Стрельне. Был там и Петербургский СКК.
То ли усилия профессионалов были недостаточными, то ли общественный запрос на советскую архитектуру не сформировался (градозащитники обычно интересуются тем, что построено до 1917 года), но список остался пожеланием Союза архитекторов. В 2013 году Борис Кириков, историк петербургского зодчества, опубликовал статью под названием «В очереди за правом быть памятником архитектуры». Он констатировал, что снесен Речной вокзал, грубо переделаны фасады гостиницы «Москва», изменены интерьеры резиденции К-2 на Каменном острове...
Тогда Кириков говорил, что угроза нависла над зданиями Морского вокзала Виталия Сохина и аэровокзала «Пулково» Александра Жука. Здание аэровокзала сохранено, но стало довеском к новому терминалу, масштаб которого полностью исказил образ и пространственную композицию Жука.
Что касается Морского вокзала, то тучи над ним то сгущаются, то рассеиваются. Ясность наступит только тогда, когда станет понято, как будет застроена соседняя территория, занимаемая сейчас «Ленэкспо». Если жильем, то для здания Морского вокзала надо будет придумывать иную, не транспортную функцию. Или сносить.
Борис Кириков создал список главных кандидатов в памятники, построенных не позднее 1973 года, имевших право на звание «объект культурного наследия», и выступил с предложением запустить процедуру включения в охранные реестры. В его списке находилось 15 объектов, в том числе Финляндский вокзал, ТЮЗ, телецентр, ДС «Юбилейный», гостиница «Ленинград», Дом молодежи, Дом политпросвещения.
В том же 2013 году была создана специальная рабочая группа по советской архитектуре при Совете по сохранению культурного наследия Петербурга. Список ценных зданий 1950 - 1980-х годов был направлен в Союз архитекторов России, который ближе к тем, от кого зависит принятие важных решений.
Летом 2016 года в Петербурге прошла большая международная конференция «Архитектурное наследие ХХ века». Там снова и очень подробно обсуждали охранные списки, в том числе петербургский. Большие и не очень начальники в присутствии авторитетных лидеров мировой архитектуры говорили о важности советского наследия. Перед Инженерным замком для всех желающих была развернутая большая фотовыставка об этой архитектуре, вход был свободным.
Тогда казалось, что дело борьбы за советскую архитектуру наконец сдвинется с мертвой точки. Но минуло еще два года, и никаких изменений. Если посмотреть электронную карту объектов культурного наследия, то не охраняется даже Финляндский вокзал - № 1 в списке Кирикова. Ленинский паровоз «М-293» охраняется, а здание, которое держит всю невскую панораму в этой части Петербурга, - нет! То же самое касается градообразующей роли ТЮЗа, ансамбля Комсомольской площади и так далее.
В ноябре 2018 года уже после первого заседания Градостроительного совета Петербурга, на котором обсуждалась судьба СКК, в Москве состоялся XI съезд Союза архитекторов России. В распоряжении редакции находится выписка из протокола съезда. Архитекторы единогласно проголосовали за решение: «Считать недопустимым снос выдающихся памятников архитекторы советского периода...». Понятно, что речь не о юридическом понимании термина «памятник». В противном случае снос памятника - уголовно наказуемое деяние.
Кстати, о юридических тонкостях. В кулуарах съезда говорилось о том, что существует 169-й федеральный закон «Об архитектурной деятельности в РФ». В нем есть статья 21, пункт 3. Там говорится, что изменения зданий, удостоенных государственных премий, возможны в порядке, установленном уполномоченным на то федеральным органом. С ноября 2013 года таковым органом является Министерство строительства и ЖКХ.
Петербургский СКК - это тот самый случай. Его авторы получили за свой проект Государственную премию СССР 1979 года. Ждем, что скажет Минстрой. На первой странице его официального сайта значится: «Созидание и развитие». Про сносы там ничего не сказано.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (6345) от 18.12.2018 под заголовком «Охраняется госпремией?».
Комментарии