Огни и люки мегаполиса

В Музее городской скульптуры открылась выставка «Огни и звуки большого города». В ней петербургские художники пытаются создать образ мегаполиса с помощью как традиционных средств, так и современных медиа. Задача оказалась для них неразрешимой.

Огни и люки мегаполиса | Бухарестская улица. Последний трамвай. 2012.<br>ФОТО предоставлено пресс-службой музея

Бухарестская улица. Последний трамвай. 2012.
ФОТО предоставлено пресс-службой музея

Несколько лет назад музей придумал проект «Новые идеи для города». Речь шла о том, что художники предложат свежие идеи для городских общественных пространств, придумают, как сделать их более дружелюбными. Состоялись четыре выставки, в памяти остался только проект Олега Лобыкина «Окно в Европу», придуманный художником в 2012 году для установки в Невской губе. Модель «Окна» из нержавеющей стали долгое время находилась в музейном дворе, радуя точно найденным образом.

Испытывая дефицит хороших идей для города, музейный куратор Артем Магалашвили решил трансформировать пятую выставку из «Новых идей» в «Огни и звуки», иными словами, заменить проектирование рефлексией на существующую ситуацию.

Основой выставки стали произведения четырех художников. «Высокая мода канализации» Екатерины Муравьевой – это ода петербургским-ленинградским люкам, за которыми скрывается сложная система санитарной защиты. Модель люка, из которого «парит» жидкий азот, в окружении натуральной земли и цветов, выглядит надуманно. «Планета Футурия» Игоря Иванова – это модель города небоскребов, ювелирно собранная из мелких деталей от компьютеров и прочей техники. Художник много раз показывал подобные опыты, нынешний прибавил в масштабе, но не в смыслах. «Триптих» Александра Антипина, где на трех экранах показаны городская толпа, морской порт, Пулковское шоссе с садящимися самолетами, градостроительная ошибка – жилая башня «Аврора», выглядит необязательным набором картинок, их можно заменить на другой видеоряд.

Удачнее всего из основной четверки оказалась «Статуя МОАИ» Игоря Вереска. Художник напомнил, что на знаменитом острове Пасхи найдено 887 статуй. Вереск убежден: их было 888, а чтобы не искать пропавшую, лучше установить современную версию из антивандального материала в Петербурге.

Чтобы добавить выставке зрелищности, куратор сделал ставку на модный сейчас 3D-мэппинг. Эта технология придумана для показа видеопроекций на крупные объекты, например, фасады зданий. В музейных залах мерцающие картинки под музыку, даже вердиевскую, смотрятся как клубное видео.

На этом фоне выделилась серия ночных фотографий Петра Алексеева, сделанных на улицах Купчина (на снимке). Автор создал образ, который реабилитирует «спальные» районы. Возможно, сказывается строгая планировка, придуманная грамотными ленинградскими архитекторами, которые не занимались уплотнительной застройкой.

Представляется, что музею лучше вернуться к найденному пять лет назад формату «Новые идеи для города», привлекая широкий круг авторов – дизайнеров, архитекторов, урбанистов. Может быть, уместен студенческий конкурс или другие творческие соревнования. Тогда и внимания зрителей будет намного больше, чем к мерцающим картинкам.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 (5575) от 28.10.2015.


Комментарии