Одетая в гранит: начались ремонтные работы на Дворцовой набережной

На этой важной городской транспортной магистрали и в то же время любимом месте прогулок горожан и туристов предстоит обновить участок длиной 1,2 км от Прачечного до Эрмитажного мостов, а также сами мосты, между прочим, памятники архитектуры.

Одетая в гранит: начались ремонтные работы на Дворцовой набережной | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Дворцовая набережная с лестницами-причалами одета гранитом в 1763 – 1767 годах по проекту архитектора Юрия Фельтена и стала частью грандиозного плана Екатерины II по градостроительному преобразованию столицы Российской империи. На ныне реставрируемом участке набережной находятся шесть спусков к Неве. Каждый украшен двумя овальными в плане лестницами, ведущими к причалам, и овальной гранитной скамьей.

Сегодня на набережной у спус­ков к Неве появились сетчатые ограждения, на парапетах — порядковые номера, а это значит, что предстоит разборка гранитных блоков и лестниц, ведущих к причалам. Как сообщили «Санкт-Петербургским ведомос­тям» в «Мосто­тресте», организации, которая является заказчиком производимых работ, за последние сто лет ремонт отдельных участков Дворцовой набережной, а также спусков к Неве проводился регулярно начиная с 1925 года, когда ремонтировались почти 500 мет­ров гранитной стенки у Зимнего дворца. Последний по времени ремонт небольшого участка набережной относится к 2003 году.

Дворцовая1_Ше-Ма.jpg

ФОТО Марии ШЕРИХ


Недавние обследования показали, что на облицовке стенки набережной, на мощении тротуаров и на гранитных спусках к воде имеются сколы и загрязнения, повреждено и частично утрачено заполнение швов между гранитными блоками, имеются следы выщелачивания (нарушение гладкой поверхности гранита под воздействием воды и углекислоты, содержащейся в атмосфере), в неудовлетворительном состоянии швартовочные приспособления. Необходимо отреставрировать гранитные элементы набережной и спусков, переложить тротуарные плиты и ступени, заполнить швы, восстановить «кнехты».

Эрмитажный мост был реконструирован последний раз в 1934 году с полной заменой пролетного строения и опор. В 2013 году производилась последняя замена асфальтобетонного покрытия. Сейчас основные дефекты, снижающие долговечность конструкции моста, связаны с повреждением гидроизоляции свода и неудовлетворительным состоянием покрытия проезжей час­ти. Гидро­изоляция свода служит без ремонта 90 лет, исчерпала свой ресурс и требует замены. Также требуют реставрации гранитные элементы моста, необходимо переложить тротуарные плиты.

Старейший каменный мост Петербурга сооружен в 1766 году, автор проекта не установлен. Нынешнее название получил в 1829‑м. Иногда Эрмитажный мост называют «мостиком Лизы», поскольку в опере Петра Чайковского «Пиковая дама» героиня бросается с этого моста в Зимнюю канавку. В повести Александра Пушкина этого эпизода нет.

Уникальный трехарочный Прачечный мост сооружен в 1766 – 1769 годах по проекту архитекторов Игнатия Росси и Тимофея Насонова. Свое название получил от царских прачечных, располагавшихся рядом на левом берегу Фонтанки. На сайте «Мостотреста» опубликованы редкие фотографии 1920‑х годов, показывающие работы по капитальному ремонту моста. Тогда с обеих сторон от него, в Неве и в Фонтанке, было забито ограждение, откачана вся вода и выполнены работы по усилению опор моста. Сгнившие «верхушки» свай спилили и на их место уложили бетонную подушку.

С тех пор капитально мост не ремонтировался, а последняя замена асфальтобетонного покрытия проезжей части производилась в 2008 году, сейчас ему требуется замена. Также необходимо отрес­таврировать гранитную отделку моста и переложить гранитные ступени тротуаров на пешеходных спусках.

Согласно контракту с подрядчиком, стоимость работ составляет 423 млн рублей, они должны быть завершены в первом квартале 2025 года. В «Мостотресте» подчеркнули, что на время проведения работ не будет закрытия движения по двум указанным мостам и Дворцовой набережной. Планируются временные ограничения в виде сужения полос для движения.

В ТЕМУ 

В «Мостотресте» нашей газете сообщили, что объявленные ранее сроки окончания ремонта 1‑го Зимнего моста (перекинут через Зимнюю канавку по оси Миллионной улицы) — лето 2024 года — могут измениться. Это связано с необходимостью проведения дополнительных обследований конструкций моста и прилегающих частей набережных.


#набережная #ремонт #вид

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 28 (7604) от 15.02.2024 под заголовком «Одетая в гранит».


Комментарии