Очередной серийный атомоход проекта 22220 назван в честь города на Неве

Он заложен на стапелях Балтийского завода. Разрешение на начало строительства судна в преддверии 80‑летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады дал президент РФ Владимир Путин. В церемонии закладки киля нового атомохода приняли участие председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, глава госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев и петербургский губернатор Александр Беглов.

Очередной серийный атомоход проекта 22220 назван в честь города на Неве  | ФОТО Рixabay

ФОТО Рixabay

Продолжения строительства ледоколов с ядерной силовой установкой проекта 22220 требовали, несомненно, интересы государства. Такие атомоходы необходимы для увеличения объема грузоперевозок на трассе Севморпути, где предстоит расширить навигационный сезон, сделав его круглогодичным. И помогают осуществлять в Арктике крупные инвестиционные проекты, число которых там (причем не только в сфере добычи сырья) год от года растет.

Одна из главных особенностей атомных ледоколов проекта 22220, самых крупных и мощных на сегодняшний день в мире, заключается в их универсальности. Конструкция их такова, что они могут менять собственный вес и осадку, принимая в балластные емкости забортную воду или, напротив, избавляясь от нее при необходимости. А это позволяет им работать и в акватории арктических морей, пробивая дорогу во льдах для караванов судов, и в мелководных портах Обской губы (равно как и в устье других сибирских рек), где сегодня идут работы.

Поэтому последовало вполне закономерное решение расширить линейку этих судов, состоявшую вначале из пяти единиц. Год назад, 2 февраля 2023‑го, контракт на строительство еще двух таких атомоходов длиной 173,3 метра и водоизмещением 32,7 тыс. тонн подписали ФГУП «Атомфлот» и Балтийский завод. Финансировать их строительство решено было за счет средств федерального бюджета и этой гос­корпорации (в равной пропорции), отвечающей за развитие в России атомного ледокольного флота.

Головной двухосадочный атомоход «Арктика» (технический проект для него подготовили петербургские специалисты из ЦКБ «Айсберг») работает в студеных морях с конца 2020‑го. За ним последовали серийные «Урал» и «Сибирь», помогая обеспечивать безопасную проводку судов с поддержанием коммерческой скорости в акватории Севморпути. А в данный момент на разных этапах постройки находятся их суда-близнецы «Чукотка» и «Якутия»…

Название следующего, шестого по счету, атомохода этой линейки тоже должно было напоминать об одном из северных регионов. Но по просьбе ветеранов, которую все поддержали, его нарекли в память о мужестве и несгибаемой воле жителей блокадного Ленинграда и защитников города-героя.

Любопытно, что это второе судно ледового класса с таким названием. В честь Северной столицы именовался и первый серийный дизель-электрический ледокол класса «Москва», ходивший во льдах без малого тридцать лет, до 1993 года. К слову, на ту пору это был (как и головное судно) самый мощный не атомный ледокол, повысивший пропускную способность морской арктической трассы.

По словам корабелов, внешние факторы не отразятся на постройке нового атомохода. Как и его предшественники, он будет полностью оснащен оборудованием и судовыми системами отечественного производства. Причем отдельные компоненты шестого атомного ледокола проекта 22220 разработчики делают более совершенными, чем прежде. Это относится, например, к системе электродвижения переменного тока с гребными двигателями, созданной в Крыловском государственном научном центре (точнее, в его филиале — Центральном НИИ судовой электротехники и технологии).

По условиям контракта, петербургские судостроители должны сдать судно заказчику через пять лет, в декабре 2028‑го. А спустя два года планируют ввести в эксплуатацию седьмой атомоход этой серии (он получит название «Сталинград»), который предстоит заложить в 2025‑м.


#ледокол #название #Арктика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 15 (7591) от 29.01.2024 под заголовком «Новый ледокол для Арктики».


Комментарии