Общественный транспорт Петербурга могут оставить без кондукторов

Городские власти хотят оставить общественный транспорт без кондукторов, сделав исключение лишь для маршрутов, курсирующих в исторической части Петербурга, и то лишь потому, что ими пользуются иностранные туристы, которые не всегда могут разобраться, как надо оплачивать проезд и где выходить. Предполагается, что у наших пассажиров без кондукторов в салонах никаких сложностей в пути не возникнет. Да и зайцев, как обещают, не будет, благо граждане стали более ответственно относиться к оплате проезда. А их честность проверит водитель, которому добавят еще одну обязанность – брать наличные у тех, кто не имеет проездных.

Общественный транспорт Петербурга могут оставить без кондукторов | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Как это будет происходить на деле, я недавно ощутила при недолгой поездке в автобусе 141-го маршрута. Я вошла в последнюю дверь автобуса, забитого пассажирами – был час пик, приложила к валидатору свой проездной и проходить вглубь не стала, на следующей остановке мне надо было выходить. Вот тут-то добрые люди, спасибо им, и обрадовали: задние двери, оказывается, теперь открываются только на вход, а выход – через переднюю, где заодно водитель проверит и мой проездной. Теперь представьте, чего стоило в считанные минуты продраться сквозь плотно спаянную людскую массу, какие слова я при этом мысленно произносила и какими награждали меня...

А если кондукторов не будет на всех маршрутах наземного пассажирского транспорта? И выходить пассажирам – спешащим на работу и по делам, старушкам с тележками, мамам с колясками и т. д. - всегда придется только через одну переднюю дверь? А если надо будет выйти сразу десяткам человек? Чем это грозит? Постоянными эксцессами и скандалами, которые некому будет утихомиривать, потому что этим всегда занимались только кондукторы. Обязанность водителя – следить за дорогой, обеспечивая безопасность пассажиров. Так было во все времена. А вот будет ли она гарантирована, если водитель станет еще и сборщиком денег, и проверяльщиком проездных, и арбитром в спорах входящих/выходящих?

Мы упраздняем кондуктора, видя в нем всего лишь живую кассу, в которой якобы особой необходимости уже нет. Но ведь на деле это не так. Кондуктор помогает пожилым пассажирам зайти на остановке в салон, что особенно актуально зимой. Находит свободные места для детей, подсказывает гостям города, в нужном ли направлении они едут.

Кстати, не раз замечала, что не все пассажиры умеют пользоваться валидатором на поручнях. Пытаются приложить проездной к экрану, отражающему считывание поездки, а не к самому датчику. Кто подскажет, как надо делать, если не кондуктор, у которого сейчас еще одна важная обязанность: он следит, как пассажиры используют средства индивидуальной защиты. Наконец, он поддерживает в салоне благожелательную атмосферу. Он – словно его хозяин. А без хозяина, как говорится, дом сирота.

Рассказала о своем маленьком происшествии знакомой. «Ты меня не удивила, – ответила она. – Я езжу на маршруте, где часто не бывает кондуктора, и утром, спеша на работу, всегда оказываюсь в ловушке. Выход только через переднюю дверь создает очереди на особо востребованных остановках. Обычно в передней части салона автобуса располагаются пожилые, инвалиды, мамы с детьми, школьники. И мне, как и другим людям молодого и среднего возраста, что предпочитают находятся в задней части салона, приходится ждать, теряя минуты, пока все, кто впереди, не оплатят проезд и не выйдут. Когда есть кондуктор, таких проблем нет».

От редакции 

Как известно, оставить общественный транспорт без кондукторов обещает грядущая транспортная реформа (пока она отложена из-за пандемии). Но к ней уже готовятся и в минувшем сентябре провели эксперимент: из автобусов маршрутов № 85 и 143 и троллейбуса № 23, курсирующих в Выборгском и Приморском районах, убрали кондукторов. «Совесть пассажиров» протестировали контролеры. Результат – 90% граждан своевременно оплачивали проезд. В комитете по транспорту тогда заявили, что уже виден экономический эффект от сокращения затрат перевозчиков и эксперимент будет расширен. По его результатам и примут окончательное решение, сохранять или нет кондуктора в общественном транспорте.

Все-таки права наша читательница: в кондукторе организаторы перевозок видят только живую кассу.

#общественный транспорт #пассажиры #кондуктор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (6822) от 08.12.2020 под заголовком «Хозяйка салона, а не живая касса».


Комментарии