Обойдемся без «харчевни». «СПб ведомости» отвечают на вопросы читателей
ФОТО Louis Hansel on Unsplash
Я совсем уже отчаялась дождаться, когда же будет благоустроена искусственная территория в устье Смоленки, как нам обещали, когда намывали землю и строили морской вокзал. И вот там наконец появилась зелень, есть где погулять, посидеть. Есть где укрыться от дождя и ветра: несколько деревянных «диванов» спрятаны под навесы. Удачное решение. И для семейного отдыха созданы условия.
Но я слышала, что кто‑то из депутатов (то ли муниципальных, то ли городских) говорил: мол, очень плохо, что сквер приспособлен лишь для кратковременной прогулки, что там нет точки общепита. Так вот: от имени своих соседей и всех знакомых прошу власти не разрешать ставить в сквере «харчевню». Кому нужно, могут заглянуть в одно из кафе в ближних домах. А зеленая зона пусть ею и остается.
Еще хотела бы заметить, что администрации нашего района и городским чиновникам хорошо бы поторопиться и выполнить еще одно давнее обещание: превратить наконец территорию между трассой ЗСД и Морской набережной в линейный парк.
Раиса КОНДРАШЕНКО, пенсионерка, ул. Нахимова
То, как жители нашего района стараются остановить строительство второго намыва — на северо-западной оконечности Васильевского острова, — напомнило мне, как несколько лет назад горожане занимались примерно тем же: пытались остановить намыв на юго-западе.
Для меня это было важно. Моя семья с 80‑х годов прошлого столетия жила на берегу залива — в доме № 15 по Морской набережной. Моя мама любила посидеть на бревнах на берегу. И я мог видеть ее из окна.
За свои ценности мы и беспокоились. Однако говорили о другом, как будто немного стыдились отстаивать собственный интерес. Требовали от властей подтвердить стойкость искусственного полуострова, намекали на то, что он вскоре «поплывет» и что вообще нужен он только для извлечения прибыли (как будто прибыль — это плохо). Но наши слова никто не счел аргументами, достаточными для отказа от проекта.
И намыв «отодвинул» мой дом от моря на несколько сотен метров. И теперь для меня вид на залив превратился в индустриальный пейзаж: «утопленная» в нише трасса ЗСД, бесконечная стройка, за которой лишь чуть‑чуть угадывается море. И мы еще были счастливы, когда выяснилось, что ЗСД пройдет ниже уровня земли, а не по эстакаде мимо наших окон. Сейчас вроде уже привыкли. Хотя само название Морская набережная теперь звучит издевательски, уж лучше бы сменили его на набережную Скоростного диаметра.
Теперь я все чаще думаю, что все произошедшее самым существенным образом снизило стоимость моей квартиры — той единственной недвижимости, которой я владею и распоряжаюсь. Когда‑то она была чрезвычайно ценной именно из‑за расположения. Теперь квадратный метр в нашем некогда «козырном» доме стоит примерно 200 тысяч рублей, а через дорогу — на намыве — уже около 300 тысяч.
Интересно, если бы борцы против намывов судились с госорганами по конкретным «шкурным» причинам, а не из‑за идеалистических претензий общего характера вроде риска для экологии или внешнего вида города, это бы что‑нибудь изменило? Скажем, если бы я потребовал возмещения материального ущерба, который может быть нанесен мне лично, и если бы то же самое сделали все мои соседи, результат был бы иным?
Всеволод МОЛЧАЛИН
ОТ РЕДАКЦИИ.
Авторы обоих писем, по сути, пишут об одном и том же: о возмещении убытков — материальных ли, эмоциональных…
В какой мере город готов компенсировать своим гражданам убытки и неудобства, связанные со строительством новых кварталов или дорог? Компенсация ведь может иметь разную форму: от внеочередного ремонта дома, жители которого страдают от стройки, до благоустройства внутриквартальных территорий; от «подарка» в виде парковки до прямых выплат гражданам, чьи материальные права оказались (или будут) нарушены.
В Гражданском кодексе есть статья 15, посвященная возмещению убытков. Кроме прямой порчи имущества убытком в ней именуют также упущенную выгоду. Если действительно намыв и ЗСД в какой‑то степени обесценили квартиры на Морской набережной, то это, вероятно, могло бы быть основанием для «шкурного» судебного процесса. Впрочем, «если» и «могло бы быть» не самые реалистичные слова. Время упущено — поезд ушел.
Но появившиеся идеи, наверное, могут быть применены в будущем. Быть может, есть смысл вообще обсуждать вопросы компенсаций уже на стадии общественных слушаний и вписывать решения в проект, заранее определяя источник их финансирования и срок реализации?
Во втором письме речь идет как раз о тех объектах, которые появились или еще должны появиться в качестве компенсации, извинения за неудобства, вызванные появлением намыва и ЗСД. Это сквер Володина и линейный парк.
Уже есть и диаметр, и намыв (и вовсю идет строительство еще одного), а «извинение» пока в полной мере не прозвучало. И неизвестно, когда прозвучит. Благоустроительные работы на узенькой полоске, отведенной под парк, в ближайшее время вряд ли возможны. Ведь на параллельной улице — Кораблестроителей — идет реконструкция теплосети: раскопаны траншеи, протянута огромная времянка, ходит тяжелая спецтехника. А если еще и благоустройство начнется?..
Двум столь масштабным проектам явно не ужиться. Жители окрестных домов тогда уж точно взвоют. Тем более что пока они дождались… лишь усугубления неудобств.
Наверняка будут разочарованы горожане, которые живут в ожидании возможности пройтись по набережной Смоленки от сквера Володина прямо до устья, а потом постоять на берегу залива. Не стоит надеяться, что когда‑нибудь исчезнет сетчатая ограда, которая сейчас перегораживает проход вдоль реки. Левый берег Смоленки до ее впадения в залив отведен под яхт-клуб, по слухам, рассчитанный на размещение более чем 200 катеров до 40 метров длинной. Так что гуляющим останется любоваться морем и яхтами издали, из сквера.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 74 (7650) от 23.04.2024 под заголовком «Обойдемся без «харчевни»».
Комментарии