Обмануть счетчик. УК Петербурга поймали на подтасовках

Как и прописано правилами, они сдавали тепловикам данные о потреблении тепла, определенные по узлам учета, установленным в домах. Те сверяли эти данные со своими, утверждали отчеты и выставляли счета. А затем жилищники вносили в отчеты иные данные — больше утвержденных — и уже на их основе выставляли счета гражданам. Говоря прямым текстом, расчет с тепловой компанией производили по достоверным показаниям, а в квитанциях собственников указывали завышенные.

Обмануть счетчик. УК Петербурга поймали на подтасовках | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

В ГУП «ТЭК» предпочли не уточнять, о каких именно управляющих компаниях идет речь. Отметили лишь, что, как правило, это частные фирмы. И сейчас они прекратили… либо существование, либо нарушение.

Об отношениях с жилищниками, показаниях счетчиков, их нынешнем состоянии беседуем с заместителем директора филиала «Энергосбыт» ГУП «ТЭК СПб» Олегом ОТСТАВНОВЫМ.

Олег Васильевич, насколько велика была разница между показаниями в ваших счетах и в счетах упомянутых управляющих компаний?

— Завышения порой составляли от 20 до 40 % от реального ­теплопотребления. Должен сказать, что гарантией от подобных историй могут быть переходы на прямые расчеты. При этом собственники оплачивают тепло и горячую воду непосредственно по счетам нашей компании, так что жилищникам нет смысла фальсифицировать показания счетчиков. Сейчас уже более 1,7 тыс. жилых домов перешли на прямые расчеты…

Бывают подлоги и фальсификации, а есть еще и простые ошибки в отчетах или сбои в работе узлов учета. Если видна большая разница между тем объемом тепловой энергии, которая ушла в сеть из нашей котельной, и суммарными показаниями узлов учета всех потребителей, то это является поводом для тщательной проверки. Возможны утечки горячей воды или несанкционированное подключение к нашей трубе… Но это масштабные нарушения, которые случаются не так уж часто.

В ежедневном режиме ГУП «ТЭК» контролирует показания общедомовых узлов учета.

Часть их уже подключены к автоматизированной системе сбора данных. Так что мы можем постоянно мониторить расходы по каждому дому. Даже в режиме онлайн. В иных домах наши контролеры ежемесячно проверяют, что насчитали узлы учета.

Кстати, иной раз фальсификациями занимаются сами граждане. В домах, перешедших на прямые платежи, такие факты мы выявляем во время обходов. Последний подобный случай зафиксирован в Калининском районе. Собственник использовал целый магнитный набор, чтобы «притормозить» узел учета горячей воды. Конечно, для него произвели перерасчет по нормативу.

Читатели газеты неоднократно интересовались, как учитывают потери тепла на сетях и кто именно их оплачивает?

— Оплата потерь — дело владельца тепловой сети. Если общедомовой прибор учета установлен непосредственно на границе балансового раздела трубы между ресурсоснабжающей организацией и потребителями, то здесь никаких проб­лем не возникает. Приборы учета зафиксируют тот объем тепла, который поступил в дом, оставив нам наши потери, а потребителям — их.

Но нередко расположение счетчика и граница ответственности не совпадают. Тогда приходится прибегать к расчетам, используя формулы. Если приборы учета установлены за границей раздела, то потери рассчитываются пропорционально расстоянию между ней и счетчиком и прибавляются к показаниям. Если до границы — то расчетные потери вычитаются.

В течение долгих лет о счетчиках в городе не говорил только ленивый. Шла речь о необходимости оборудовать узлами учета все без исключения дома. И что? Жилфонд уже оборудован ими на 100 %?

— Пока нет. Могу говорить только о данных ГУП «ТЭК». В зоне ответственности компании находится примерно 16 тысяч домов. Счетчики есть в 9671 доме. Правда, в каждом — не по одному. Всего — 15 286 узлов учета тепла.

Часть из них признаны негодными средствами измерения, прежде всего из‑за нарушения срока поверки приборов. Затем идет их неисправность, превышение допустимой погрешности в работе. Сталкиваемся также с воровством отдельных узлов или даже всего прибора.

За сроком поверки общедомовых приборов должны следить управляющие компании. Обычно интервал проверки составляет четыре года, а средний срок службы общего счетчика — 12 лет. Счетчик необходимо демонтировать и направить в специализированную аккредитованную организацию.

Едва ли не каждый год суды разбирают иски граждан, которые хотели бы обзавестись квартирным счетчиком тепла и расплачиваться именно по нему. Главный их довод — это желание самим регулировать расходы и экономию энергии, а не зависеть от соседей. Возможна ли сейчас установка таких приборов и такая система оплаты?

— Собственники помещений и к нам обращаются с такими же вопросами. Но мы, увы, ничем не можем их порадовать. Мы должны руководствоваться приказом Минстроя от 28 августа 2020 года. В нем содержатся критерии технической возможности установки квартирных узлов учета тепла. Для этого нужно, чтобы в доме была горизонтальная разводка внутридомовых трубопроводов, а не так называемые стояки. А поскольку почти во всех домах Петербурга смонтирована именно вертикальная («стоячая») разводка, то и поквартирный учет невозможен. Вернее, он будет абсолютно некорректен.

#счетчики #УК #квитанции #фальсификация #обман

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 130 (7213) от 19.07.2022 под заголовком «Обмануть счетчик».


Комментарии