Главная городская газета

Обесточенные лоты

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

В Петербурге узнали о технологичности городов

Четвертый международный форум пространственного развития прошел под девизом «iГород: новые смыслы - новые правила». Какие смыслы несет цифровое будущее в Петербург? Читать полностью

Набережную Черной речки благоустроят через два года

Чиновники планируют организовать здесь место для культурного отдыха. Подробнее - в нашем материале. Читать полностью

На Комаровском мосту перекроют движение

Жителям города рекомендуют заранее планировать свой маршрут объезда, во избежании заторов на дороге. Как долго петербуржцам придется терпеть неудобства? Читать полностью

Петербург готовится ко дню ВМФ

Первые репетиции парада - ночные, отчего время разводки мостов удлиняется до шести утра. А днем можно заметить верные признаки приближения праздника - швартовые бочки на Неве. Читать полностью

На дорогах Петербурга стартовал второй этап ремонта

Большой праздник футбола закончился, и на дорогах города начинаются ремонтные будни. Разберемся в списке адресов, которые затронул второй этап масштабных работ. Читать полностью

Городская хроника: важное в Петербурге 19 июля 2018

Сегодня в выпуске:
Светофоры и зебры...
Маузер артиллериста...
На Амуре спасли человека...
И другие новости. Читать полностью
Реклама
Обесточенные лоты | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Огромное зеленое здание этой исторической постройки, что на Октябрьской набережной, 108, ныне пустует. Это уже не первый пример в Петербурге, когда выработавшему ресурс объекту энергетики ищут новое назначение.

Электрическая станция в Уткиной Заводи задумывалась еще до революции. Застройщиком выступило бельгийское акционерное общество «Железобетон». Проект был разработан архитектором Андреем Олем. В 1911 году началась стройка. Но из-за Первой мировой войны завершить ее не успели.

Уже при новой власти станцию включили в план ГОЭЛРО. В октябре 1922-го запустили первую турбину – она получила название «Красный Октябрь». Затем строилась вторая очередь – ее исполнили в стиле раннего функционализма, также по проекту Оля. В годы блокады станция в бесперебойном режиме снабжала энергией Ленинград.

Сегодня здание охраняется как выявленный объект культурного наследия. В мае 2010-го «Красный Октябрь» был целиком выведен из эксплуатации. Его заменил новый энергоблок, фактически – новая электростанция, получившая к тому моменту название Правобережной ТЭЦ. Бывший генеральный директор энергетической компании «ТГК-1» Борис Вайнзихер ранее рассказывал нашей газете, что это был уникальный в России случай, когда станция выводилась сразу полностью.

С момента закрытия судьба старинного здания оставалась неопределенной. Громадная постройка на набережной стоит закрытой и, по словам очевидцев, не используется. Нашей газете стало известно, что здание до сих находится в ведении «ТГК-1», куда мы и обратились за комментариями. Как рассказали «Санкт-Петербургским ведомостям» в пресс-службе предприятия, далее держать у себя на балансе постройку энергетики не планируют: «Здание ТЭЦ «Красный Октябрь» входит в число непрофильных активов ОАО «ТГК-1». В следующем году оно будет выставлено на продажу посредством аукциона».

В компании не стали комментировать нынешнее состояние здания. Но говорят, что там сохранились старые агрегаты. Возникает интрига: что может разместиться в постройке? Здесь как нигде был бы уместен лофт-проект. Вспоминается, кстати, что в Москве под названием «Красный Октябрь» (там это была шоколадная фабрика) реализована одна из самых успешных подобных затей.

Трудно представить, что в сооружении на Октябрьской набережной можно сделать жилье. Но не исключено, что удастся приспособить ТЭЦ под бизнес-центр.

«Красный Октябрь» не первая в регионе старая электростанция, продаваемая под иные нужды. Еще один пример – Императорская электростанция в Петергофе. Она также представляет историческую ценность. Одноэтажное здание на Парковой улице было построено в 1906 году (архитектор Александр Миняев). Поначалу станция должна была обеспечивать работу царской резиденции в парке «Александрия». Но затем, после революции 1917 года, она питала энергией уже весь Петергоф.

Одним из последних пользователей в 1990-е был «Пассажиравтотранс», а затем постройка пустовала и находилась далеко не в лучшем состоянии. Здание несколько раз пытались продать с торгов Фонда имущества. Это удалось сделать в 2013 году. Покупателем стало частное лицо. Разрешенный режим использования – для размещения объектов культуры.

Еще один известный энергетический объект, которому ищут сейчас новое применение, – тяговая подстанция «Центральная» на наб. р. Фонтанки, которая использовалась для питания трамваев в блокадном Ленинграде. На ее месте, как мы уже рассказывали, хотели возвести новое здание. Но после протестов общественности Смольный присвоил постройке временный статус выявленного памятника, хотя историко-культурную экспертизу пока не согласовал.

Градозащитник Михаил Дружининский считает, что угроза сноса подстанции сохраняется, поскольку у застройщика есть на руках градостроительный план (его пока не удалось оспорить) и разрешение на строительство.

Осенью директор Большого петербургского цирка Сергей Важенин предложил рассмотреть возможность передать здание его учреждению. В нем можно было бы разместить, в частности, музей и репетиционную площадку А недавно один из участников состоявшегося при поддержке Смольного студенческого конкурса на концепцию нового музея блокады Ленинграда предложил использовать для этих целей как раз «блокадную» подстанцию.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook