Обесточенные лоты

Огромное зеленое здание этой исторической постройки, что на Октябрьской набережной, 108, ныне пустует. Это уже не первый пример в Петербурге, когда выработавшему ресурс объекту энергетики ищут новое назначение.

Обесточенные лоты | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Электрическая станция в Уткиной Заводи задумывалась еще до революции. Застройщиком выступило бельгийское акционерное общество «Железобетон». Проект был разработан архитектором Андреем Олем. В 1911 году началась стройка. Но из-за Первой мировой войны завершить ее не успели.

Уже при новой власти станцию включили в план ГОЭЛРО. В октябре 1922-го запустили первую турбину – она получила название «Красный Октябрь». Затем строилась вторая очередь – ее исполнили в стиле раннего функционализма, также по проекту Оля. В годы блокады станция в бесперебойном режиме снабжала энергией Ленинград.

Сегодня здание охраняется как выявленный объект культурного наследия. В мае 2010-го «Красный Октябрь» был целиком выведен из эксплуатации. Его заменил новый энергоблок, фактически – новая электростанция, получившая к тому моменту название Правобережной ТЭЦ. Бывший генеральный директор энергетической компании «ТГК-1» Борис Вайнзихер ранее рассказывал нашей газете, что это был уникальный в России случай, когда станция выводилась сразу полностью.

С момента закрытия судьба старинного здания оставалась неопределенной. Громадная постройка на набережной стоит закрытой и, по словам очевидцев, не используется. Нашей газете стало известно, что здание до сих находится в ведении «ТГК-1», куда мы и обратились за комментариями. Как рассказали «Санкт-Петербургским ведомостям» в пресс-службе предприятия, далее держать у себя на балансе постройку энергетики не планируют: «Здание ТЭЦ «Красный Октябрь» входит в число непрофильных активов ОАО «ТГК-1». В следующем году оно будет выставлено на продажу посредством аукциона».

В компании не стали комментировать нынешнее состояние здания. Но говорят, что там сохранились старые агрегаты. Возникает интрига: что может разместиться в постройке? Здесь как нигде был бы уместен лофт-проект. Вспоминается, кстати, что в Москве под названием «Красный Октябрь» (там это была шоколадная фабрика) реализована одна из самых успешных подобных затей.

Трудно представить, что в сооружении на Октябрьской набережной можно сделать жилье. Но не исключено, что удастся приспособить ТЭЦ под бизнес-центр.

«Красный Октябрь» не первая в регионе старая электростанция, продаваемая под иные нужды. Еще один пример – Императорская электростанция в Петергофе. Она также представляет историческую ценность. Одноэтажное здание на Парковой улице было построено в 1906 году (архитектор Александр Миняев). Поначалу станция должна была обеспечивать работу царской резиденции в парке «Александрия». Но затем, после революции 1917 года, она питала энергией уже весь Петергоф.

Одним из последних пользователей в 1990-е был «Пассажиравтотранс», а затем постройка пустовала и находилась далеко не в лучшем состоянии. Здание несколько раз пытались продать с торгов Фонда имущества. Это удалось сделать в 2013 году. Покупателем стало частное лицо. Разрешенный режим использования – для размещения объектов культуры.

Еще один известный энергетический объект, которому ищут сейчас новое применение, – тяговая подстанция «Центральная» на наб. р. Фонтанки, которая использовалась для питания трамваев в блокадном Ленинграде. На ее месте, как мы уже рассказывали, хотели возвести новое здание. Но после протестов общественности Смольный присвоил постройке временный статус выявленного памятника, хотя историко-культурную экспертизу пока не согласовал.

Градозащитник Михаил Дружининский считает, что угроза сноса подстанции сохраняется, поскольку у застройщика есть на руках градостроительный план (его пока не удалось оспорить) и разрешение на строительство.

Осенью директор Большого петербургского цирка Сергей Важенин предложил рассмотреть возможность передать здание его учреждению. В нем можно было бы разместить, в частности, музей и репетиционную площадку А недавно один из участников состоявшегося при поддержке Смольного студенческого конкурса на концепцию нового музея блокады Ленинграда предложил использовать для этих целей как раз «блокадную» подстанцию.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 003 (5376) от 14.01.2015.


Комментарии