О вреде апельсинов
Неожиданно завершился поддержанный КГА международный конкурс на архитектурно-градостроительную концепцию развития намывных территорий Васильевского острова. Вместо одного победителя названы два – бюро KCAP Holding B.V. (Нидерланды) и «Архитектурное бюро «А. Лен» Сергея Орешкина из Петербурга. Им предложено поработать вместе.
Проект «Золотые шпили»ФОТО АВТОРА
Наша газета сообщала об этом конкурсе еще летом. Речь идет о 15 гектарах намытой территории южнее Морского пассажирского порта, выходящей к воде. Это важная часть нового морского фасада Петербурга. По условиям конкурса, организованного московской компанией «Глоракс Девелопмент», шесть бюро из России, Италии, Норвегии и Нидерландов должны были придумать, как разместить в шести кварталах неправильной формы и разного размера 170 тыс. кв. метров жилья и всю необходимую социальную инфраструктуру.
Главная идея голландского проекта «Золотые шпили» (на снимке) – сочетание низкой застройки с высокими (75 метров) башнями, которые увенчаны шпилями. Петербургский проект спокойнее – он напоминает «волну» из домов, которая постепенно спадает от максимальной отметки – около 40 метров по мере удаления от воды.
Организаторы конкурса решили пригласить на объявление решения жюри во главе с Владимиром Григорьевым, председателем КГА – главным архитектором Петербурга, коллег и экспертов.
В комментарии для нашей газеты архитектор Максим Атаянц сообщил: «Оказалось, что шести архитектурным командам, имеющим международную известность, надо встроить свои здания в кем-то когда-то придуманный проект планировки территории (ППТ). За последние годы я спроектировал 2,5 млн кв. метров жилья на территории 260 га. Ни разу ни один заказчик не заставлял меня делать архитектурно-градостроительную концепцию по готовому ППТ. Всегда – сначала концепция, потом ППТ. Существующая в ППТ сетка улиц обрушивает потенциал территории раза в три. Мне представляется, что архитекторам надо было предоставить больше свободы, в том числе предложить свои идеи по изменению ППТ.
С Атаянцем согласен руководитель консалтинговой фирмы «Найт Фрэнк – Петербург» Николай Пашков: «Лошадь запряжена позади телеги, надо корректировать ППТ. Тогда у проекта есть будущее. Прежде всего для создания комфортной среды».
Еще больше удивился конкурсному заданию урбанист Данияр Юсупов: «Видовые квартиры, но класса эконом; водный фронт, но без выхода к воде; дорогие участки, но дешевое высокоплотное жилье с высокоплотным же ритейлом...».
ППТ намывных территорий западнее Васильевского острова был утвержден в 2007 году, два года назад планировку северного участка намыва изменили. Изначально предполагалось строительство там высотного сити, с наступлением кризиса его заменили жильем. Планировку южного участка, сразу отданного под жилье, менять не стали, несмотря на протесты профессиональной общественности. Эта планировка похожа на половинку разрезанного поперек апельсина с «дольками» – кварталами. В таком ППТ не хватает местных улиц. Тем, чьи окна будут смотреть в большие тихие дворы, будет комфортно. Тем, кто будет жить с видом на главные магистрали, – не очень уютно.
После того как Владимир Григорьев назвал имена победителей, мы поинтересовались у Анны Шишкиной, представителя девелопера, готова ли компания бороться за изменение ППТ. Ответ был отрицательный.
Что касается победителей, то Мария Пидодня из Роттердама и петербуржец Сергей Орешкин дружно подтвердили готовность продолжать работу вместе. Их бюро сотрудничали и прежде, в KCAP много русскоговорящих сотрудников, в «А. Лен» – говорят по-английски.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (5609) от 18.12.2015.
Комментарии