О чем шумят сточные воды
Петербург стремится к историческому рубежу – стопроцентной очистке бытовых и промышленных стоков. Если изучить канализационные очистные сооружения (КОС) в Зеленогорске и Петродворце по бумагам, то покажется, что они не слишком отличаются. Площадь территории почти одинаковая, объемы очистки разнятся тоже не на порядок. Однако, переехав по дамбе с северного берега Финского залива на южный, оставляешь за спиной три десятилетия.
ИНФОГРАФИКА Арсения КОСЦОВА
С очистными сооружениями начал знакомиться, конечно, по ходу протекания воды – от ее поступления в систему до выпуска в море. В Зеленогорске так называемое устройство по регулировке подачи сточных вод на очистку – приемная задвижка, озадачивает своей элементарной простотой: вращаешь штурвал, и за счет винтовой передачи диск в задвижке поднимается или опускается, ограничивая поток. Крутанешь и заглядываешь в колодец: кажется, справился, шум сточной воды уменьшился. Однако такая простота не радует: примитивность и ветхость построек бросаются в глаза, оборудование уже давно в музей просится. Да и сам процесс очистки не на современном уровне, нет, к примеру, сооружений для обеззараживания воды, а также оборудования по обезвоживанию осадков.
В Петербурге есть комплексы очистных сооружений на острове Белый, Юго-Западные очистные сооружения, Северная станция аэрации. Это крупнейшие и самые мощные предприятия, пропускающие через себя миллионы кубометров бытовых, промышленных и поверхностных сточных вод города. Однако только ими проблема не решается. Существует еще с десяток небольших КОС. В Зеленогорске, например, они рассчитаны на очистку 10 тысяч кубов воды в сутки, а построены несколько десятилетий назад.
Сегодня это воспринимается уже с трудом: в течение 275 лет истории нашего города все бытовые, производственные и поверхностные сточные воды не проходили никакой очистки. Каждый день около 3,2 млн кубов стоков от жилых домов, больниц, предприятий со всей территории города сбрасывались в Неву, ее притоки, и все это плыло в Балтийское море. Первые крупные очистные сооружения в Ленинграде – Центральная станция аэрации – были введены всего-то 37 лет назад, в 1978 году.
Зеленогорские КОС помоложе, но примерно из этой же, начальной, серии. Однако если Центральная станция, принимающая на себя около 40% канализационных вод, как крупнейшее предприятие города постоянно обновляется и модернизируется, то до зеленогорских очистных очередь на реконструкцию доходит только сейчас.
– Здесь будет перестраиваться буквально все – от административного здания до самих очистных сооружений, в том числе приемная задвижка, которую вы только что крутили, – рассказывает заместитель директора по развитию ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Ольга Рублевская. – Будут модернизированы все процессы: механическая, биологическая очистки; нынешние насосы, как и многое другое оборудование, заменят на современные.
Пока же здесь все на упрощенном уровне. С интересом наблюдаю, как поступившую сточную воду освобождают от плавающего мусора – полиэтилена, бутылок, все это граблями вручную захватывают и отправляют в отходы. На следующем этапе стоки проходят через песколовки. С помощью гидроэлеватора песок выводится из системы, а осветленная вода поступает в первичные отстойники. На их дне откладывается все, что по удельному весу тяжелее воды. Осадок откачивается специальными плунжерными насосами, между прочим, 1979 года выпуска.
Самый важный в процессе очистки стоков этап – биологическая очистка. В больших бассейнах, их называют аэротенками, находится активный ил, который представляет собой самые разнообразные микроорганизмы. Именно они поедают органические загрязнения, в том числе отходы человеческой жизнедеятельности, поступающие с водой из жилых домов. Уточним, ил в бассейнах сформировался сам, так же, как он образуется в водоемах в естественных условиях. Чтобы микроорганизмы, пожирающие загрязнения, могли дышать (они все-таки живые), в бассейны воздуходувками качают воздух, потому эти емкости и называют аэротенками.
Дальше все проще. Биологически очищенная вода с илом поступает во вторичные отстойники, ил оседает, а очищенную воду отправляют в залив.
К реконструкции Зеленогорских КОС, согласно инвестиционной программе «Водоканала», приступят в 2018 году. Окончание работ, по плану, в 2020-м.
Почему на перестройку отведен такой большой срок, стало понятно после посещения сооружений в Петродворце, здесь реконструкцию закончили в 2011 году. Как удалось убедиться, это большая работа, требующая соответствующих денег. Предприятие здесь, как и в Зеленогорске, расположено близ берега Финского залива, только на его южной стороне, и тоже в зеленой зоне. Больше эти два КОС ничем не похожи: там полуразвалившиеся бетонные водоемы, здесь – современные аэробассейны; там – задвижка с приводом в одну человеческую силу, здесь – диспетчерская с мониторами, автоматическим управлением и слежением за процессом, учетом объемов поступивших и очищенных вод.
Этапы очистки на предприятиях везде примерно одни и те же. Только вот их техническое воплощение кардинально отличается. Вместе со специалистами посещаем наиболее примечательные сооружения в Петродворце. Здесь плавающий мусор автоматически собирается на ленту конвейера, отжимается и прессуется. В аэрируемых песколовках органику отделяют от песка. Песок здесь отмывают, обезвоживают и отправляют на подсыпку территорий. Органические загрязнения поедаются илом в пяти аэротенках. Во вторичных отстойниках ил оседает, но очищенная вода не сразу сливается в залив, а проходит через пять камер, оснащенных ультрафиолетовыми установками, и благодаря этому обеззараживается от патогенных микроорганизмов и вирусов.
После реконструкции в Петродворце и Кронштадте немодернизированных малых очистных сооружений в Петербурге осталось не так много: кроме Зеленогорска – еще в Колпине, Металлострое, Понтонном. Впрочем, пока они худо-бедно со своей задачей справляются. А вообще, как заявляют в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», сегодня 98,5% бытовых и промышленных стоков в нашем городе очищаются. Также значительно сокращено сбрасывание в водоемы города, а через них и в Балтийское море, фосфора и азота. А именно эти вещества способствуют бурному росту сине-зеленых водорослей, от которых «цветет» морская вода.
– В городе утверждена схема водоснабжения и водоотведения Петербурга до 2025-го с перспективой до 2030 года, – сообщила Ольга Рублевская. – По этой схеме оставшиеся 1,5% неочищенных стоков, а это в основном на Петроградской стороне и на Охте, будут направлены на очистные сооружения к 2020 году.
К строительству Охтинского канализационного коллектора уже приступили. Сейчас наряду с Карповкой Охта – одна из самых загрязненных рек Петербурга. С территории Красногвардейского района в Охту и ее притоки сбрасывается 10 млн кубов неочищенных сточных, бытовых и производственных вод в год. При этом именно на охтинских берегах ныне ведется большое жилищное строительство. Новый коллектор позволит прекратить загрязнение Охты, а через нее и Невы с Финским заливом.
Конечно, и после этого почивать на лаврах «Водоканалу» не придется. После 2020 года, когда будут проходить очистку все бытовые сточные воды, в Петербурге вплотную займутся ливневыми стоками, 30% которых до сих пор не очищается.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 009 (5626) от 21.01.2016.
Комментарии