О людях и домах. Какие памятники Северной столицы будут отреставрированы
Известно, что великий тенор Энрико Карузо рисовал шаржи на своих коллег по оперному цеху. Есть у него шарж и на Шаляпина, в котором Карузо отразил некоторые характерные черты нашего великого соотечественника. Но это происходило внутри артистической «тусовки» и соответствующим образом воспринималось.
Как именно будет выглядеть Тучков буян, понимают немногие. Для большинства же горожан это берег, давно и надежно занятый строительной техникой: эдакий памятник урбанизации./ФОТО Ивана ТЕМНИКОВА
Теперь же вместо настоящего памятника великому оперному певцу нам и всему белому свету предлагают его шаржированное, чуть ли не карикатурное изображение. Что мы должны будем почерпнуть из этого памятника, на каких деталях и чертах характера певца остановить свой восторженный взгляд? Представьте, если бы великих государственных деятелей, полководцев и адмиралов изображали бы в виде шаржированных бронзовых фигур? Так почему же в отношении певца такое оказывается возможным?
Хватит нам вполне и Блока «Пизанского», который ничего, кроме недоумения и усмешек, не вызывает и воспринимается как антидостопримечательность Коломны.
Впрочем, судьба многих знаковых для Петербурга и его культурного пространства объектов вызывает недоумение и тревогу. Это и Охтинский мыс, территория Тучкова буяна, 1‑й Кадетский корпус, Конюшенное ведомство, Главпочтамт, а также циклопические гранитные сооружения в устье Смоленки…
На Кадетский корпус и Конюшенное ведомство больно смотреть, они просто разваливаются на глазах. До конца неясно, кто за это несет большую ответственность — город или бизнес.
Кадетский корпус уже давно отдан Университету — почему бы не реконструировать его под современный кампус и не собрать в нем разбросанные по городу кафедры, ведь эта огромная территория на вес золота? Многие студенты и преподаватели будут только рады остаться в Петербурге, а не ездить в Петергоф, при этом рейтинг Петербурга в качестве университетской столицы только возрастет. Или мы ждем, чтобы на смену студентам пришли девелоперы со своим элитным жильем и частным транспортом, и в итоге Петербург потерял лицо и задохнулся от выхлопных газов?
Никита МАТВЕЕВ
ОТ РЕДАКЦИИ. В письме чувствуется понятное беспокойство нашего читателя за облик Петербурга и развитие Северной столицы. Вопросов очень много, давайте разбираться, что называется, по пунктам.
Памятник Александру Блоку вызвал много споров, и это нормально. Но на наших страницах мы неоднократно призывали к ведению спокойного, взвешенного диалога, который должен начинаться со слов «на мой взгляд».
Если автор письма воспринимает памятник как шарж — это его право. Но многие видят в нем трагический образ Поэта, который сопротивляется силам обстоятельств, в которых он оказался. Позволим себе напомнить известные страницы биографии Блока. Поэт с восторгом принял революцию, участвовал в разных комиссиях по расследованию деятельности царского правительства, призывал русскую интеллигенцию: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте революцию». Но когда он увидел, как разворачиваются события, то попросил освободить его от всех заседаний и отпустить за границу. Власти ему категорически отказали. Блок стал быстро угасать и, по официальной версии, умер от истощения, хотя голода в Петрограде уже не было. Существует осторожное предположение, что причиной стала его добровольная голодовка.
Эта трагедия происходила в угловом доме на набережной Пряжки, где находилась последняя квартира поэта. Именно об этом памятник Блоку. Кстати, рассматривался вариант его установки у самого дома. Возможно, тогда образ работал бы сильнее, выразительнее.
Наверняка, если бы речь шла о памятнике Блоку около ректорского флигеля СПбГУ, где он родился, или на Островах, которые он воспел, образное решение было бы совершенно иным. Но памятник и место его установки связаны неразрывно. Именно поэтому иногда, и, увы, крайне редко, конкурсы памятников идут параллельно с «состязанием» за место установки: кто предложит самое удачное.
Что касается памятника Шаляпину, то процесс его создания поставлен на паузу. Не исключено, что будет проведен новый конкурс. Но уже сейчас ясно: бессмысленно копировать в бронзе шаляпинские портреты кисти Бориса Кустодиева, Константина Коровина, Бориса Григорьева и т. д. Такой метод недостоин Петербурга, его улиц и площадей.
Теперь о поднятых в письме архитектурных вопросах и связанных с ними проблемах охраны культурного наследия.
На Охтинском мысе ведется строительство многофункционального делового центра. Все судебные споры по поводу его сооружения завершены. Расположенные на мысе ценные археологические объекты обещают сохранить и музеефицировать.
На территории Тучкова буяна ведется строительство дворца танца и комплекса зданий Верховного суда РФ. За счет переноса в другое место жилья для судей там появится парк площадью около 4 гектаров.
Истории с Кадетским корпусом, Конюшенным ведомством и зданием Главпочтамта — очень разные и чрезвычайно сложные.
Их объединяет то обстоятельство, что необходимо не только отреставрировать ценнейшие объекты культурного наследия, находящиеся в разной степени аварийности, но и приспособить их для стабильного и долгосрочного современного использования. Последнее, возможно, даже сложнее, чем самая трудоемкая и затратная реставрация.
Кадетский корпус по‑прежнему принадлежит СПбГУ. Университет нигде не заявлял, что в связи с планами создать новый научно-образовательный городок в Пушкине он отказывается от комплекса зданий на Кадетской линии.
Вокруг Конюшенного ведомства идут судебные процессы. Если оставить за скобками юридические тонкости и формальности, то речь идет о поиске частного инвестора, который готов вложиться в качественную реставрацию и приспособление. Понятно, что речь идет о больших средствах и так называемых длинных деньгах, когда сроки окупаемости вложенных средств измеряются десятилетиями.
Проблемы Главпочтамта сходны. Это здание еще не до конца обследовано, но понятно, что реставрация предстоит очень сложная. Несколько лет назад были обнародованы эскизы приспособления здания под культурный центр с большим концертным залом, музеями и выставочными залами. Но в последнее время о судьбе этих планов ничего не слышно.
P. S. Вчера выдающийся петербургский скульптор Евгений Ротанов, автор памятников Блоку и Шаляпину, ушел из жизни. Уверены, со временем споры вокруг его произведений утихнут, а сами они войдут в золотой фонд петербургской городской скульптуры.
Читайте также:
Лицей в здании Николаевского кавалерийского училища принял первых учеников этой осенью
Продолжается реставрация памятника эпохи модерн — дачи в посёлке Прибытково Гатчинского района
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 205 (7781) от 29.10.2024 под заголовком «О людях и памятниках».
Комментарии